В декабре 2010
г . агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка напольных
покрытий в России.
До 2008 г.
спрос на напольные покрытия рос активными темпами вслед за увеличением объемов
жилищного строительства. В условиях развития экономики и роста благосостояния
населения повышение спроса наблюдалось во всех сегментах напольных покрытий –
синтетических и полусинтетических ( ПВХ-линолеум , ламинат , ковролин из
искусственных материалов); керамических (плитка, керамогранит ), а также
натуральных (паркет, включая щитовой, массивная доска, натуральный линолеум и
ковролин из натуральных материа лов).
Ситуация в
2008 г., которая характеризовалась замедлением темпов жилищного строительства в
I полугодии и финансовыми потрясениями в экономике во II полугодии, нарушила
стабильную динамику развития рынка напольных покрытий. Также произошло снижение
спроса на ремонтные услуги . В период 2009-2010 годы на рынке напольных
произошло достаточно сильное, но не такое существенное снижение объема продаж,
как на рынке основных строительных материалов. Это объясняется достаточно
низкой строительной активностью, и соответственно, снижением спроса на
строительные материалы и на напольные покрытия в частности. Тем не менее, как
утверждают специалисты, в 2011 году ожидается ещё большее снижение объемов
строительства, т.к. до сих пор продолжалось завершение строительства начатого
два года назад и более. При этом разные виды напольн ых покрытий по-разному
переживают период спада.
Структура
продаж в 2009 году существенно не изменилась, так, линолеум и напольная
керамическая плитка ( вкл . керамогранит ) занимают весомые доли – около 54%, и
26% соответственно, на третьем месте ламинат , на его долю приходится порядка
18%, на долю паркета - 1% рынка. Но при этом, практически во всех сегментах в
2009 году наблюдается снижение темпов роста производства, исключение составляет
только паркет.
Российский
рынок линолеума, переживает период кризиса и на настоящий момент, объем его
производства так и не достиг уровня производства в предкризисные годы. За 9
месяцев 2010 года объем производства составил 40 млн.кв.м., что на 25% меньше,
чем за аналогичный период 2009 года. Наихудшим сценарием для российского рынка
линолеума является его возможное сокращение на 40%.
Ламинат
является одним из наименее пострадавших от экономического кризиса сегментов
напольных покрытий. Так, в 2008 году его производство незначительно
сократилось, а в 2009 году прирост производства составил 17%. По всей
видимости, в ближайшие годы темпы роста этого рынка станут более умеренными,
возможно небольшое снижение.
За период с
2006 по 2008 год, объем рынка паркета оставался стабильно низким относительно
других сегментов рынка напольных покрытий, однако характеризовался стабильным,
хотя и не значительным, ростом.
Рынок паркета
является наименее пострадавшим сегментом напольных покрытий от негативного
влияния кризиса. За 9 месяцев (с января по сентябрь) в 2009 году прирост
производства составил 25%, за аналогичный период в 2010 – 2%. Но, несмотря на
положительную тенденцию внутри данного сектора. Его доля в общем объеме
напольных покрытий снизилась на 1%. Данный сегмент имеет лояльных потребителей,
не желающих снижать качество жизни даже в период кризиса.
Согласно
данным Росстата, в 2009 году объем производства паркета составил 2160,5 тыс.
кв. м., что на 9% больше аналогичного периода прошлого года. Однако, по оценкам
отраслевых аналитиков, статистика российского производства занижена, как
минимум, в три с половиной раза.
Динамика
объема рынка напольной керамической плитки до 2008 года носила ярко выраженный
положительный характер, но в 2009-2010 годах наблюдается отрицательная
тенденция. Так, в 2009 году производство на российском рынке напольной плитки
составило 118,2 млн. кв. м. – произошло снижение на 20%. В 2010 году за 9
месяцев объем производства составил 89,1 млн. кв. м., что на 25% меньше, чем за
аналогичный период предыдущего года.