Практически все факторы, препятствовавшие развитию рынка
потребительского кредитования в 2008-2009 гг. так или иначе связаны с
финансовым кризисом. Основной причиной снижения объемов кредитования и
ужесточения условий по кредитам, послужила нехватка ликвидности в банковском
секторе.
После длительного периода сокращения кредитного портфеля в течение всего 2009
года банки наконец-то показали заметный прирост розничного и корпоративного
кредитования. При этом участники рынка объясняют эту динамику не случайным
всплеском, а действительными признаками восстановления рынка.
Прогнозы в банковской среде о второй волне кризиса и дальнейшем
ужесточении условий по кредитам пока не оправдываются. Банки получили доступ к
более дешевому фондированию, вследствие чего ставки по кредитам стали
снижаться. Среднерыночная ставка по потребительскому кредиту в рублях в феврале
2010г. составила 30,58%. По сравнению с январем 2010г. наблюдается снижение
среднерыночной ставки в рублях лишь на 0,20 процентных пункта (среднерыночная
ставка по потребительскому кредиту в январе 2010г. составляла 30,78%).
На рынок потребительского кредитования в значительной мере влияет
социально-экономическое положение населения РФ, поскольку именно физические
лица предъявляют спрос на потребительски кредиты. В первые месяцы 2010г. по
данным официальной статистики наблюдается улучшение положения населения.
Универсальные банки начинают выдавать потребительские кредиты без справок
о доходах заемщика под 25-30% годовых. Раньше в этой нише работали только
специализирующиеся на экспресс-кредитовании банки, чьи ставки по подобным
кредитам составляют 40-100% годовых. Так как кредиты наличными в отличие от
других видов кредитов пользуются устойчивым спросом, универсальные банки,
которым необходим рост кредитования, готовы идти на новые для себя риски.
Возросшая инфляция привела к необоснованному росту процентных
ставок по кредитам, сделав практически недоступными потребительские кредиты для
населения. В то же время кризис повлек за собой падение производства,
безработицу и в конечном счете — существенное снижение доходов населения, а
значит, и рост потребности граждан в заемных средствах. Недоступность
банковских кредитов вызвала
необходимость обращения к кредитам, выдаваемым ломбардами.
52,4% составило в 2009 году увеличение средней суммы долга физлиц,
которую передают в работу коллекторским агентствам. По данным агентства
"Секвойя кредит консолидейшен", в 2008 году средний долг по кредиту
физлица составлял 24,6 тыс. руб., а в 2009 году - 37,5 тыс. руб.
Банки, не успевая наращивать портфели розничных кредитов собственными
силами, активизируют покупку кредитов у конкурентов. Покупать кредиты наличными
хотят "Ренессанс кредит", "Восточный экспресс", ВТБ 24,
Альфа-банк. Раньше банки покупали кредиты, обеспеченные залогами, но в кризис
рост показало только кредитование наличными в точках продаж, и банки теперь
охотятся за портфелями таких кредитов.