По итогам 2009 года спад в объёме перевезённых грузов авиационным
транспортом составил 30%, а в грузообороте – 5,5%. Показатель объёма перевезённых
грузов (0,7 млн. т) упал ниже уровня 2000 года, но грузооборот (3,5 млрд. т-км)
снизился незначительно, не опустившись ниже показателя 2007 года.
В 2009 году отрасли несколько помогло падение цен на авиационный керосин.
В среднем по российским аэропортам, по итогам 2009 года снижение цен на
авиационный керосин составило 11,1%.
Государственный реестр гражданских воздушных судов России включает более
6500 воздушных судов, 2991 из них включены в свидетельства эксплуатантов.
Кризис 2008-2009 года стал самым глубоким для отрасли за последние 30
лет, и даже самые оптимистичные прогнозы показывают, что рынок вернется к
показателям 2007 года только через три года.
Кризис в отрасли грузовых авиаперевозок начался в октябре-ноябре 2008
года. Наибольшее падение объемов регулярных грузоперевозок в целом по всем
авиакомпаниям было зафиксировано в январе-феврале 2009 года - 23%, в целом за
год – 30%. По оценке экспертов, с июля наметилась тенденция по оживлению спроса
и сокращению темпов падения. Так, в июле падение грузопотока составило 11,3%, в
августе - 9,6%, а в целом в 2009 году – 5,5%.
Сложившаяся ситуация на финансовых рынках практически полностью лишила
предприятия отрасли кредитных ресурсов. Авиаперевозки во всем мире являются
капиталоемкой отраслью и в значительной степени зависят от заемного
финансирования.
Одной из проблем отрасли является состояние аэродромов и техники. В
настоящее время только 62% аэродромов имеют взлетно-посадочные полосы с
искусственным покрытием, остальные аэродромы имеют грунтовые взлётно-посадочные
полосы. Более 90% аэропортов укомплектованы техникой, которая на 85% выработала
сроки службы и, в принципе, подлежит списанию.
В 2009 году было запланировано проведение реконструкции 11 аэродромов и
107 взлётно-посадочных полос, однако в связи с уменьшением в 2009 г. объемов
финансирования по программе гражданской авиации не были завершены работы по
реконструкции ВПП в аэропортах Самара, Южно-Сахалинск, Калининград, Махачкала,
Магадан и систем светосигнального оборудования в аэропорту Минеральные Воды,
Сыктывкар.
Основной объем грузовых перевозок в 2009 году (63,7%) был выполнен пятью
авиакомпаниями: ЭйрБриджКарго, Волга-Днепр, Аэрофлот-Карго, Аэрофлот-РА,
Трансаэро.
По показателю объёма перевезённых грузов, вытеснив компанию
«Волга-Днепр», на первое место вышла ЭйрБриджКарго.
В 2009 году объём перевезённых грузов этой авиакомпанией (198 тыс. т) более чем
вдвое превысил аналогичный показатель «Волга-Днепр». ЭйрБриджКарго также
занимает первое место по показателю грузооборота.
За год изменилась пятёрка лидеров по показателю грузооборота – пятое
место заняла компания «Трансаэро», заняв место компании «Полёт». А по объёму
перевезённых грузов в 2009 году компания «Аэрофлот – российские авиалинии»,
обойдя «Волга-Днепр», вышла на второе место.
Число российских авиакомпаний за 2009 год сократилось на 11 штук. По
итогам 2008 года в России было 175 авиакомпаний, а по итогам 2009 – только 164. Сертификаты эксплуатантов
аннулированы у «Интеравиа», «Сатурна», «Омскавиа», «Сибирской авиатранспортной
компании», «Дальавиа», «Красноярских авиалиний», «Домодедовских авиалиний» и
«Авиапредприятия «ТЕСИС», ООО «Авиакомпании «Алания», ООО «Корпорация «АВИАЛЕСООХРАНА»,
ОАО Авиакомпания «Трансавиа-Гарантия».
В июне 2009 года совет директоров
"Аэрофлота" принял решение о банкротстве дочерней грузовой компании
"Аэрофлот-карго". Решение Арбитражного суда Московской области
о ликвидации "Аэрофлот-карго" было принято в октябре 2009 года.
Государственная поддержка отрасли в виде субсидий банкам, выделяющим
кредиты авиакомпаниям, не принесла ожидаемых результатов. Всего государство
выделило в 2009 г.
до 30 млрд. руб. Однако даже системообразующие перевозчики испытывали большие
сложности с получением доступа к этим деньгам.