В августе 2009 г. маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка шин для легковых, легкогрузовых, грузовых автомобилей и автобусов, сельхозтехники и индустриальной техники за отчетный период I полугодие 2008-2009 гг.
Производство легковых шин в I полугодии 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года претерпело сокращение с 14176,3 тыс. шт. до 8361,9 тыс. шт. Производство шин для легкогрузовых автомобилей в I полугодии 2009 г. снизилось до 1415,9 тыс. шт. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, когда оно составляло 2358,4 тыс. шт.
Объем производства грузовых шин в I полугодии 2008 г. составил 3725,8 тыс. шт. В I полугодии 2009 г. объем выпуска шин данного вида сократился до 1816,1 тыс. шт.
Спад производства отмечен также в категории сельскохозяйственных и индустриальных шин. Выпуск сократился с 966,3 тыс. шт. в I полугодии 2008 г. до 557,6 тыс. шт. в I полугодии 2009 г.
Итак, следует констатировать сокращение совокупного выпуска шин в России за первые шесть месяцев 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. с 21226,8 тыс. шт. до 12151,4 тыс. шт., т.е. практически в 2 раза!!!
Объем импорта шин всех видов в I полугодии 2009 г. в натуральном выражении сократился по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 47,1 % с 10,27 млн шт. до 5,43 млн шт.
Среди ведущих мировых производителей спад объемов импорта шин всех видов в I полугодии 2009 г. по сравнению с I полугодием 2008 г. показали практически все: Pirelli - 93,6%, Nokian - 91,6%, Goodyear - 77,4%, Michelin - 63,2%, Continental - 62,2%!
К этому списку можно добавить компанию Росава, спад составил 75,3%.
Рост показали японские компании Yokohama - 59,6%, Sumitomo - 10,2%, Bridgestone - 8,5% и Toyo - 3,2%!
Объем импорта легковых шин в Россию в I полугодии 2009 г. в натуральном выражении сократился по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 46,6% с 8,95 млн шт. до 4,78 млн шт. Отметим, что спад объемов импорта наблюдается абсолютно во всех группах шин! Импорт грузовых шин сократился на 57,4 %, объем импорта шин для сельскохозяйственной техники снизился на 38,8 %.
Объем российского рынка шин для легковых автомобилей в натуральном выражении составил в I полугодии 2009 г. 10937,8 тыс. шт. В I полугодии 2008 г. он равнялся 20753,6 тыс. шт., т.е. практически в 2 раза больше!!! Мировой финансовый кризис катастрофически сказался как на производстве, импорте и экспорте шин, так и на их продаже.
Объем продаж легковых шин всех брендов концерна Michelin в России в I полугодии 2008 г. составил 1422,1 тыс. шт., в I полугодии 2009 г. сократился до 584,8 тыс. шт., т.е. на 58,9 %. У концерна Continental продажи легковых ин (по всем брендам) снизились с 1825,35 тыс. шт. до 678,79 тыс. шт., т.е. на 62,8 %, у концерна Goodyear продажи уменьшились с 931,71 тыс. шт. до 190,32 тыс. шт., т.е. на 79,6 %.
Падение продаж легковых шин показали все без исключения отечественные предприятия.
Компании Bridgestone, Sumitomo, Toyo и Yokohama показали положительный прирост объемов продаж легковых шин в России в I полугодии 2009 г. по сравнению с I полугодием 2008 г. Подробные данные об их продажах смотрите в отчете.
Объем рынка шин для грузовых автомобилей в I полугодии 2009 г. сократился по отношению к аналогичному периоду предыдущего года более чем в 2 раза: с 3760,1 тыс. шт. до 1530,8 тыс. шт.
Объем продаж грузовых шин всех брендов концерна GoodYear в России в I полугодии 2008 г. составил 56,73 тыс. шт., в I полугодии 2009 г. сократился до 31,34 тыс. шт., т.е. на 44,8 %.
У концерна Continental продажи грузовых шин снизились с 22,02
тыс. шт. до 18,22 тыс. шт. или на 17,3 %, у концерна Bridgestone уменьшились с 106,623 тыс. шт. до 87,142 тыс. шт., т.е. на 18,3 %, у Michelin с 184,77 тыс. шт. до 51,30 тыс. шт., т.е. на 72,2 %, у Pirelli снизились с 7,43 тыс. шт. до 4,86 тыс. шт. или на 34,6%.