Такой вывод сделали специалисты аналитического центра Ассоциации Участников Закупок (АУЗ), изучив динамику электронных торгов за последние несколько лет. Согласно полученным данным, федеральные организации стали меньше участвовать в закупочных процедурах, при этом больше тратить денежных средств начали субъекты РФ и муниципалитеты. За исходные данные аналитики взяли процентные показатели распределения цены заключенных контрактов по уровням организаций заказчиков.
Взаимоотношения центра и регионов десятилетиями складывались так, что основными держателями бюджета страны являлись государственные организации и частные компании, расположенные в московском регионе. Это приводило к несправедливому, по мнению регионалов, распределению финансовых ресурсов: наиболее крупные и важные проекты, требующие привлечения существенных денежных средств, реализовывались столичными организациями, областные бюджеты планировали свою деятельность по остаточному принципу.
Сейчас динамика явно складывается в пользу регионов. Если в 2011 году на долю организаций федерального уровня приходилось 42,6% всех электронных закупок, то в 2016 году показатель снизился до уровня 34%. Освободившиеся денежные массы перешли в субъекты РФ (с 41,6 до 46,1%) и на муниципальный уровень (с 15,6 до 19,85%). Эти изменения уже исчисляются сотнями миллиардов рублей.
Если говорить об уровне муниципалитетов, то наибольший рост их расходов на товары и услуги пришелся на 2013 год, когда общие затраты превысили уровень 2011 года на 28,4%. А вот для федеральных затрат отрицательным переломным моментом стал 2014 год: падение закупок в 2015 и 2016 году составило с 43,5% до 37,5% и 34% соответственно. Вероятно, сказалась стратегия государства, направленная на поддержание банковского сектора и отечественных производителей, большинство которых расположено именно в регионах.
«Благодаря кризису, не только восстанавливается экономическая справедливость, - подчеркивает Владимир Ястребов, руководитель аналитического центра Ассоциации Участников Закупок. - За счет дополнительных денежных вливаний, произошло усиление всех экономических и социальных показателей регионов страны: появилась возможность реализовать проекты, направленные на улучшение жизни граждан в самых дальних уголках России, включая те, что вернулись в состав некогда единого государства».
Специалисты АУЗ прогнозируют, что экономический подъем регионов может продержаться еще несколько лет, до завершения начатых планов (масштабных строек – в частности), затем снова последует укрепление бюджетов федеральных организаций. Хотя на этот прогноз может повлиять сокращение финансовых запасов России. В таких условиях Центр будет вынужден продолжать политику поддержания регионов еще долгие годы. Это означает, что финансовые потоки при таком сценарии будут равномерно распределяться по всем областным центрам.
Хотя уже очевидно, что внутри самих субъектов (федерального уровня, областного или муниципального) распределение вряд ли будет симметричным и справедливым. На каждом уровне давно сформировались свои лидеры, которые будут требовать большего внимания. Среди организаций федерального значения лидерами в 2016 году являются: Федеральное дорожное агентство - с контрактами на 104 млрд рублей (или 14,02% расходов всех компаний федерального уровня); Министерство здравоохранения РФ - 11,3%; МВД РФ - 8,84%; Министерство обороны РФ - 7,76%; ФСИН - 7,12%; Министерство промышленности и торговли РФ - 5,18%; Министерство образования и науки РФ - 3,66%; Фонд социального страхования РФ - 3,02%; Федеральная налоговая служба - 2,86%; Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» - 2,29%; и другие ведомства. Замыкает большой список затратных организаций Уральское отделение РАН, которое закупило товаров и услуг на 7 миллионов рублей.
В закупках на уровне субъектов РФ «правят бал»: Москва (280 млрд рублей или 26,21% от общего бюджета); Санкт-Петербург - 7,81%; Московская область - 4,21%; Республика Татарстан - 2,99%; Челябинская область - 2,29%; Ростовская область - 2,09%; Краснодарский край - 1,94%; Свердловская область - 1,93%; Республика Башкортостан - 1,86%; Самарская область - 1,7%. Последний в списке - город Байконур с 34 миллионами рублей расходов на различные закупки, список.
На муниципальном уровне распределение контрактов по уровням заказчиков происходит следующим образом: Московская область - 39 млрд рублей или 8,6% от всех закупок; Краснодарский край - 3,98%; Ростовская область - 3,54%; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 3,53%; Кемеровская область - 3,45%; Свердловская область - 3,32%; Красноярский край - 3,09%; Республика Саха (Якутия) - 2,86%; Республика Башкортостан - 2,67%; Самарская область - 2,42%. Последний в списке город Севастополь с контрактами на 1 млн рублей, на долю которого приходится менее сотой доли процента.