Аналитики Ассоциации Участников Закупок изучили систему государственных Испании. По мнению экспертов, некоторые особенности тендеров южного государства напоминают российские, а некоторые - могут стать образцом для внедрения в нашей стране.
Испанская система государственных закупок распределяет полномочия среди центральных органов власти и сети региональных институтов. Разнообразие государственных заказчиков открывает поле для экспериментов, например, появлению площадок по электронным закупкам (платформы «e-procurement») и сети покупателей, созданной в последние годы на всех уровнях власти национальном, региональном и местном. Помимо инноваций, улучшенный контроль за госзакупками помогает вывести их на уровень соответствия Директиве 2014 EU, регулирующей взаимоотношения стран-участниц в сфере госзаказа.
Законодательство Испании в сфере электронных закупок
Законодательная база состоит из трех законов обновленный текст Закона о контрактах государственной сферы, утвержденный королевским указом 14 ноября 2011 года; Закон о госзакупках в коммунальной сфере, транспорте и почтовых услугах от 30 октября 2007 года; и Закон о госзакупках в сфере обороны и безопасности страны от 1 августа 2011 года. Все три закона сочетаются с соответствующими Директивами Евросоюза, членом которого является Испания 200418EC, 200417EC и 200981EC. Региональные институты власти руководствуются Актами о закупках, закрепленными на законодательном уровне.
Разновидности закупочных процедур Испании
В отличие от российских, применяются сразу 6 моделей открытый аукцион, ограниченный тендер, переговорная модель, диалог с конкурентами, упрощенные (малые) закупки и конкурсные проекты. Первые две – наиболее распространены в сфере госзаказа, при этом ограниченный тендер предполагает определенную процедуру, при которой заказчик открывает свои предложения нескольким претендентам (не менее 5) с правом проверки их финансового состояния. Переговоры и диалог используются с отобранными подрядчиками (от 3 и выше) при сложных закупках. Например, когда не требуется указывать специфические технические данные либо поставщикам допускается выдвигать другие условия выполнения заявки, чем оговорено в техзадании.
Упрощенными считаются электронные закупки на сумму от 18 000 евро до 60 000 евро (товары, услуги) и от 50 000 до 200 000 евро (работы). Для госзаказчика нет ограничений на подобные контракты, он может выбирать процедуры и исполнителей по своему усмотрению. Сюда же относят и так называемые «малые» контракты до 18 тыс. евро (товары, услуги) и до 50 тыс. евро (работы). Сведения об оплате за них не публикуются в бюллетене. Стоит ли говорить, что это наиболее популярная модель региональных закупок. Так, по данным за 2011 год, доля малых контрактов в Андалузии составила 86%, и эта тенденция сохраняется и поныне.
Конкурсные проекты в основном применяются там, где выдвигаются проекты на осуществление каких-либо задач в архитектуре, строительстве, инжиниринге, программировании, градостроении и т.п. Обязательным элементом такого тендера является оценочное жюри, при этом состав жюри хранится в тайне.
Сроки тендеров
Особенностью испанской системы госзакупок являются гибкие сроки. Помимо 52 дней при указании в журнале ЕС, применяется следующая система сроков 26 дней на национальном или региональном уровне для аукционов по работам и 15 дней – по услугам и товарам. Если конкурс закрытый, эти сроки могут быть даже уменьшены, а в случае сложных заказов – согласованы по сложности выполнения. Тендеры по моделям переговорного типа вообще могут быть выполнены исключительно по срокам между заказчиком и исполнителем.
Реестр заказчиков и исполнителей госзаказа, контроль
В Испании применяется такая интересная мера, как официальный реестр заказчиков и исполнителей по госзаказу (ROLECE), который доступен на всех уровнях власти. При регистрации в реестре и однократном заполнении анкеты участникам тендеров нет необходимости в дальнейшем указывать свои данные в каждом аукционе. Существует другой реестр, называемый реестром госконтрактов (Public Contracts Registry), где собрана информация обо всех оплаченных контрактах в государственном секторе страны.
Кроме этих реестров есть масса промежуточных контрольных институтов, с помощью которых производится мониторинг аукционов и их результатов. Например, есть специальные государственные региональные бюро, действующие в 17 провинциях Испании и двух автономных городах. Инспекторы этих учреждений ведут статистику и отслеживают законность процедур электронных торгов внутри страны. Региональные заказчики электронных торгов подчиняются региональным аудиторским управлениям. Кроме того, каждый регион имеет свой интернет-портал закупок, а на сайтах крупных заказчиков – специальный раздел закупок.
Регуляцией национальных госзакупок занимается центральный Совет при Минфине и госуправлении. В его обязанности входит сбор и анализ данных обо всех госзакупках, подготовка отчетов правительству, консультации ключевых госзаказчиков, а также представительство Испании в сфере госзаказа на международном уровне ЕС (ВТО). Принята практика публикаций в специальном вестнике о проведенных тендерах, а наиболее крупные из них отображаются в таком же бюллетене Евросоюза. Все это обеспечивает открытость и доступность аукционов, необходимую для участников системы госзакупок ЕС.