Сорок лет назад, в апреле 1973 года, был сделан первый звонок на переносной мобильный телефон. Мартин Купер (Martin Cooper)[1] из коммуникационного подразделения компании Motorola позвонил своему конкуренту из Bell Labs, открыв тем самым новую эпоху. Для этого он воспользовался прототипом мобильного телефона размером с кирпич, весившим около килограмма и стоившим почти 4 тысячи долларов.
.
Размышления о первом мобильном телефоне помогают понять, на какой уровень могут подняться мобильные коммуникации в будущем. Всего за четыре десятилетия сотовые телефоны перестали быть неуклюжими аппаратами для толстосумов, превратившись в неотъемлемый атрибут повседневной жизни.
Сегодня люди всех возрастов пользуются мобильными телефонами и другими мобильными устройствами для личных и деловых коммуникаций, прослушивания музыки и просмотра видеоматериалов, для работы в социальных сетях, приобретения товаров и услуг, оплаты счетов, банковских операций, поиска оптимальных маршрутов и многого другого. Но и это еще не все. По мере развития мобильных устройств люди ожидают от них все более высокого уровня персонализации услуг. Они хотят, чтобы услуги работали на их условиях и поддерживали высокий уровень информационной безопасности.
Сами по себе устройства не могут удовлетворить растущие ожидания абонентов. Чтобы выйти на новый уровень мобильности, необходимо обеспечить тесное взаимодействие между мобильными устройствами и сетями, развернутыми в помещениях. Такое взаимодействие должно постоянно совершенствоваться и становиться все более интеллектуальным, чтобы поспевать за миниатюризацией и интеллектуализацией подключенных устройств.
Между тем на наших глазах рождается Всеобъемлющий Интернет, который подключит друг к другу людей, процессы, данные и неодушевленные предметы и обеспечит взаимодействие между ними. В результате Интернет станет такой же жизненной необходимостью, как электричество и вода. Интеллектуальная же сеть сделает соединения более ценными, персонализированными и актуальными.
Интеллектуальные сетевые функции не только покажут организациям список подключенных объектов, но и укажут тип и причину каждого подключения, а также дадут информацию о том, какие совместные действия были предприняты с помощью этих подключений. Интеллектуальные функции обеспечат безопасную доставку нужной информации нужному адресату или устройству в нужный момент. В условиях экспоненциального роста объема данных сетевая информация должна помогать мобильным пользователям получать нужные и полезные данные нажатием одной-двух кнопок на мобильном устройстве. В результате возможности пользователей должны намного превзойти то, что нам доступно сегодня.
К примеру, получив данные о местоположении пользователя и его деятельности в сети в реальном времени, розничный торговец может изучить ситуацию в торговом зале с точностью до минуты и использовать этот контекст (знание местоположения мобильных пользователей) для активации локальных сервисов и предоставления покупателям полезной, нужной им информации (если, конечно, они выразили готовность получать ее в безопасном режиме). Таким образом, покупатели получат своевременные персонализированные услуги, а продавцы освоят новые способы изучения покупателей, взаимодействия с ними и повышения прибыли.
Нет ни малейшего сомнения в том, что завтра сетевые устройства станут еще более компактными, дешевыми, гибкими и специализированными. Но главным условием реализации потенциала мобильных технологий была и остается сеть.
[1] См. интервью с Мартином Купером – http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/122212c.html.