Cisco опубликовала результаты
международного исследования, проведенного с целью выяснить, как организации применяют
пользовательские системы социальных сетей для совместной
работы с другими организациями. В опросе, проведенном по заказу Cisco в период с апреля по
сентябрь 2009 года бизнес-школой IESE (Испания), бизнес-колледжем им. Филипа Сондерса
(Рочестерский технологический институт, США) и бизнес-школой Henley (Великобритания), участвовали
105 представителей 97 организаций из 20 стран.
Применение
пользовательских социальных сетевых систем, таких как Facebook и Twitter, в качестве
платформ совместной работы позволяет организациям связываться с внешним миром
самыми разными способами. Эти системы объединяют технологии и бизнес, создают новые
возможности для пользователей, подключают людей к нужной информации, формируют новые
пути выхода на рынок, укрепляют связи с заказчиками и помогают компаниям
распространять информацию о своих торговых марках. Исследование показало, что деловой
мир находится на раннем этапе внедрения подобных систем и определения главных сопутствующих
проблем, в числе которых - необходимость повышения управляемости и привлечения
корпоративных ИТ-специалистов. Эти проблемы могут существенно повлиять на процессы
интеграции и внедрения указанных платформ и технологий. "В мире Web 2.0,
- говорит ведущий исследователь, доцент кафедры маркетинга бизнес-колледжа им. Филипа Сондерса Нил Хэйр
(Neil Hair), - успеха
добиваются компании, которые объединяют новые средства, управляют проблемами масштабируемости,
предвосхищают будущую эволюцию платформ и используют те средства, которые
нравятся другим заинтересованным участникам процесса. Эти компании включают строительство
социальных сетей в более широкую стратегию и создают полезные связи с сообществами
пользователей".
А
вот мнение старшего вице-президента Cisco Services Ника Эрла (Nick Earle): "Фактор
"подключенного пользователя" стал основной причиной рыночных изменений
на предприятии. Именно он сформировал "бизнес, ориентированный на человека",
в котором социальные сети и технологии совместной работы становятся
катализатором новой волны роста производительности труда и создают совершенно
новую модель управления. Компании, которым удастся оседлать мощную волну социальных
сетей, смогут разработать ИТ-архитектуру для совместной работы, способную
поддержать использование новых технологий и минимизировать связанные с этим
риски".
Распространение пользовательских
социальных сетей на предприятиях
Социальные
сети считаются пользовательскими медийными средствами, которые, тем не менее,
широко используются в 75 процентах опрошенных организаций. Кроме того, примерно
половина корпоративных участников опроса активно использует микроблоги.
Социальные
сети проникают в базовые сегменты технологических цепочек (маркетинг и
коммуникации, связи с общественностью, работа с заказчиками). В сфере маркетинга
и коммуникаций эти средства уже стали неотъемлемой частью повседневной работы, поскольку
специалисты этой области поняли преимущества перехода от "широковещательной"
к "диалоговой" форме работы и использованию многофункциональных
мультимедийных технологий. Малый и средний бизнес активно использует социальные
сети для привлечения заказчиков, тогда как у крупных предприятий в данной сфере
все еще впереди.
Необходимость повышения
управляемости социальных сетей и привлечения ИТ-специалистов
Лишь
в одной из каждых семи компаний, участвовавших в опросе, использование социальных
сетей в интересах бизнеса подчиняется официально установленным правилам. Это значит,
что предприятия не придают значения возникающим при этом опасностям или
попросту не знают о них.
Лишь
каждый пятый респондент указал на наличие хоть какой-то политики, регламентирующей
использование потребительских социальных сетей на их предприятии. В опрошенных компаниях
к управлению социальными сетями, как правило, привлекается больше людей, чем к
управлению обычными корпоративными инициативами, поскольку организации еще не
определили, кто должен отвечать за стратегию использования внешних социальных
медийных средств. Отсутствие единого центра ответственности существенно затрудняет
мониторинг социальных сетей и управление ими.
Неопределенный
статус социальных сетей мешает компаниям разрабатывать правила и политики, поскольку
механический перенос в среду социальных сетей процессов управления из других, более
четко структурированных областей (например, из области информационных
технологий) зачастую не дает положительного результата. Кроме того, компаниям трудно
разграничить социальные и персональные функции новых систем и установить над ними
хоть какой-то корпоративный контроль.
Лишь
каждый десятый респондент отметил, что в его компании ИТ-специалисты вовлечены
в работу с социальными сетями, имеющими выход на внешний мир. Хотя решения в данной
области обычно принимают не ИТ-отделы, респонденты не считают, что для
достижения максимальных результатов социальные сети нужно масштабировать и
тесно интегрировать с существующими бизнес-процессами.
Будущее социальных сетей
и систем совместной работы на предприятии
В
целом респонденты согласны с тем, что пользовательские социальные сети и средства
совместной работы будут развиваться, а их сложность будет возрастать. Участники
опроса считают, что эти средства будут оказывать влияние на способы ведения
бизнеса. В этих условиях главная задача организации состоит во внедрении данных
средств и их интеграции в корпоративную информационно-технологическую среду. В процессе
внедрения, развертывания и управления социальными сетями на предприятии приходится
отвечать на следующие вопросы: как, когда и какие инициативы предпринимать (или
не предпринимать); как управлять поддерживающими технологиями; как управлять
использованием новых технологий сотрудниками предприятия.
По
мнению ведущего исследователя, доцента бизнес-школы IESE Евгения Каганера (Evgeny Kaganer), "результаты опроса показали, что компании явно
недооценивают мощь и влияние социальных сетей на бизнес и необходимость
собственной трансформации не только для повышения защищенности предприятия, но
и для того, чтобы распространить социальные сети и другие современные средства
и получить от этого максимальную выгоду. Игнорирование растущей популярности и влияния
социальных сетей и технологий Web 2.0 может
привести к их неправильному использованию и, в перспективе, к потере информации
и репутации компании".
"Системы
совместной работы позволяют нашей компании эффективно повышать скорость и гибкость
принятия деловых решений и взаимодействия с партнерами, - говорит участник
исследования, главный архитектор по технологиям из компании Emerson Баз Хути (Baz Khuti). - Кроме того, они помогают нам понять, что
происходит в тех или иных уголках нашей организации, как заказчики используют
наши продукты и какие тенденции господствуют на рынке".
"Компаниям
необходимо внедрять социальные средства не только для того, чтобы сохранить конкурентоспособность,
но и для привлечения наиболее талантливых специалистов, - считает еще один
участник исследования, менеджер отдела электронных каналов 3М в Великобритании
и Ирландии Хью Мэрфи (Hugh Murphy). - Новое
поколение лидеров будет отлично разбираться в этих средствах, и поэтому
компания 3M использует
социальные средства для внешней связи, что помогает нам находить новых
сотрудников. В этом году мы приняли на работу несколько выпускников высших школ,
которые заявили, что стали серьезно рассматривать перспективу работы в 3M
лишь после того, как увидели профиль нашей компании в социальной сети".
О компании Cisco
Cisco, мировой лидер в области
сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и совместной
работы, в этом году отмечает 25-летие своей успешнейшей деятельности в области
технологических инноваций и социальной ответственности. Информация о решениях,
технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ua и www.cisco.com.
Cisco,
логотип Cisco, Cisco Systems и
логотип Cisco Systems
являются зарегистрированными торговыми знаками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других
странах. Все прочие торговые знаки, упомянутые в настоящем документе, являются
собственностью соответствующих владельцев.