Какой типовой программный продукт 1С, в качестве базового решения "за основу", будет оптимальным для торговой и производственной деятельности: 1С Управление торговым предприятием или 1С Управление производственным предприятием? Выбор не такой уж очевидный, как кажется на первый взгляд. Сравнение 1С УТП и 1С УПП. Преимущества и недостатки.
Несмотря на большую разницу в процессах торговых и производственных предприятий, а так же, казалось бы кардинально различного предназначения этих продуктов в некоторых случаях для торговли это будет "1С УПП Управление производственным предприятием", а для производства это будет 1С УТП Управление торговым предприятием. Компании, автоматизирующие свою деятельность, зачастую принимают это решение не обратив внимание на глубину последствий выбора, зачастую отвлекаясь на внешние факторы, в ущерб интересам своего бизнеса.
Частая ситуация, которая встречается при выборе учетной системы, при всем многообразии типовых программ 1С и огромной массы отраслевых решений 1С, зачастую это выбор между: 1С Управление производственным предприятием (1С УПП) и 1С Управление торговым предприятием (1С УТП). Необходимо учесть, что отраслевые решения в основном это те же типовые основные продукты, функциональность которых расширена под определенную отрасль.
Очень часто от представителей производственных компаний звучит следующее: «Как нам может подойти продукт, который предназначен для торговой компании?». На самом деле, в Управлении торговым предприятием существует ряд функциональных возможностей, которые подходят для производственных предприятий: например функции расчета себестоимости и учет непередельного производства реализованы в УТП.
В чем преимущество УТП, - преимущество состоит в том, что это решение гораздо проще с точки зрения внедрения, первичного запуска, дальнейшего сопровождения, и сам продукт на порядок проще и понятней для пользователя, ну и дешевле.
В чем плюсы УПП и подходит ли это решение торговым предприятиям? С одной стороны кажется, что Управление производственным предприятием подходит только для производственной отрасли. Да, в этом продукте действительно присутствует расширенный блок производственного учета и включена подсистема производственного планирования, кроме того одно из основных отличий в том, что в УПП есть отдельная подсистема бюджетирования и учета по международным стандартам. Если все эти критерии в совокупности обязательно нужны в вашей деятельности (и в целом решают ваши задачи, не требуют кардинальных изменений), в некоторых случаях оптимальнее выбрать Управление Производственным Предприятием, в том числе для торговых компаний. Особое внимание обратим на ситуацию, когда УПП выбирают только ради бюджетирования, но дело в том, что функциональность бюджетирования довольно громоздка и «тяжела для пользователя», и такой выбор как правило становится неоправданным. Кроме того, есть другие решения, автоматизирующие бюджетное управление. А возможности открытого API доступа делают интеграцию доступным решением.
В чем же основной недостаток внедрения УПП для бизнеса? – недостаток в совокупной стоимости программного обеспечения (при этом значительно отличается как стоимость поддержки такой системы, так и цена самого коробочного решения 1С этих продуктов. Подробнее в 3-х минутном видео о том, что такое совокупная стоимость владения ПО, и стоимость внедрения информационной системы.
Владение УПП, внедрение, настройка и адаптация под ваши требования будет значительно дороже УТП.
Кроме того, продукт УПП довольно сложен в понимании для пользователей, и внедрение его на предприятиях менее 10ти рабочих мест вряд ли имеет целесообразность. При этом торговые процессы УПП, процессы CRM прекрасно подходят для больших дистрибьюторских компаний.
В тех случаях, когда автоматизировать процессы не больших производств на таком тяжелом продукте как 1С УПП не целесообразно, следует обратить внимание на более «легкие» решения. Например такие как веб приложение "MRP (Small Manufacture)", для автоматизации процессов позаказного производства.
В любом случае, каждый конкретный выбор прежде всего будет зависеть от того, какие цели вы хотите достигнуть, и какие входящие условия.
Как бы то ни было, внедрение продукта УПП требует не только от самого заказчика внимательного отношения к нему, но так же требует и от компании-внедренца более высоких компетенций. Кроме того, внедрение более сложного комплексного продукта всегда имеет дополнительные риски, по сравнению с более простыми решениями.
Резюме: в каждом конкретном случае все будет зависеть от решаемых бизнес задач, целей и условий. Если на вашем предприятии сложный расчет себестоимости и эту задачу можно решить типовыми функциями УПП, не стоит делать лишних сложных доработок с бесконечным переписыванием типового функционала. И чтобы облегчить внедрение и ускорить запуск – возможно оптимальным будет взять за основу УТП Управление торговым предприятием, решая учетные и управленческие задачи постепенно.