О новом тренде в строительной отрасли московского региона можно судить хотя бы по количеству публикаций о новостройках Подмосковья. Пишут о них в настоящее время значительно больше, чем о Москве. Это обусловлено сразу несколькими объективными факторами, из-за которых столичная жилая недвижимость сегодня оказывается для покупателей менее привлекательной.
Прежде всего, это экономический кризис, который привел к смене поведения покупателей жилья. Основная их часть сегодня ориентируется на так называемый «эконом-класс», в котором и представлено большинство новостроек Подмосковья, что является одним из результатов работы целевых федеральных и региональных программ доступного жилья. Да, конечно же, в Москве тоже строится доступное жилье, но, во-первых, не в таких объемах, как за пределами МКАД, а во-вторых, за счет столичных налогоплательщиков, которым оно и достается часто на безвозмездной основе, по различным социальным программам. Для всех остальных, которые хотят купить квартиру за свои или за заемные деньги, такое жилье оказывается все-таки слишком дорогим.
Это, хотя и в меньшей мере, относится и к городам-спутникам или так называемому «ближнему Подмосковью» ? населенным пунктам, расположенным в 10 километрах от МКАД. Здесь имеется более широкий выбор и цены не такие высокие. Но при этом ближнее Подмосковье целиком и полностью зависит от Москвы. Большинство населения работает в столице, оставляя в ней не только большую часть своей зарплаты, но и налоги, поступающие в московский бюджет. В результате города-спутники не располагают самодостаточной инфраструктурой и не имеют возможность построить ее. Для тех, кто купил в ближнем Подмосковье квартиру или рассматривает такую возможность, основным фактором выбора является географическая близость к столице. Чем меньше времени требуется, чтобы добраться до работы в столице и ее объектов социально-развлекательной инфраструктуры, тем лучше. Таких покупателей до недавнего времени было достаточно много, и повышенный спрос привел к росту стоимости жилья, которая даже при падении покупательской способности населения не торопится снижаться.
Куда большей привлекательностью отличается жилая недвижимость, расположенная за пределами ближнего Подмосковья. Ее преимуществом перед столицей и городами-спутниками является не только более низкая стоимость. В этом плане очень наглядным примером является микрорайон «Новое Бисерово», расположенный в 14 километрах к востоку от Москвы. Он построен рядом с обширным лесным массивом. Со столицей и рядом с ней такие места являются «заповедниками» и используются, как правило, лишь для коттеджных поселков и прочей недвижимости бизнес-класса. Отсутствие поблизости крупных промышленных предприятий обеспечивает очень благоприятную экологическую обстановку, а небольшая плотность застройки – создает ощущение простора у всех жителей, а заодно позволяет расположить инфраструктурные объекты наиболее удобным для них способом. Кроме того, достаточно большая удаленность от столицы позволяет застройщикам при планировании инфраструктуры не ограничиваться лишь одним-двумя магазинами и открытыми парковками. В «Новом Бисерово» присутствуют 2-х уровневый паркинг, своя газовая котельная, водозаборный узел с очистными сооружениями, пожарное депо и детский сад.
«Для покупателей наличие столь широкого выбора инфраструктурных объектов означает не только высокий уровень комфорта проживания. Для многих из них – потенциальные места постоянной работы в шаговой доступности», ? рассказал руководитель компании-застройщика микрорайона «Новое Бисерово» Владимир Германов. - Если сравнивать такие примеры с тем, что предлагается в столице и близлежащей местности, то конечный результат окажется не в пользу второго варианта. По сути, по стоимости эконом-класса предлагается жилье, характеристики которого, за исключением стоимости, присущи недвижимости куда более высокого ценового диапазона».
Как этого удалось добиться, обеспечив выгоду, как для покупателей, так и для застройщиков? Прежде всего, это заинтересованность региональных властей в притоке инвестиций и работоспособного населения. Значительная часть обеспечивающей инфраструктуры строится не за счет тех, кто возводит жилье. При этом была устранена значительная часть административных препонов, затягивающих и удорожающих строительство. Еще одним фактором стали многочисленные федеральные и региональные целевые программы, которые поддержали спрос на жилье посредством субсидирования значительной части стоимости ипотечного кредита. При этом предложение не отставало от спроса, что позволило избежать роста цен. В итоге «Новое Бисерово» сдается на 2 года раньше срока и это далеко не единственный пример из Подмосковья.