Открытие: 03 июля 2013 года, в 16.00
Организаторы: Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино»
Участники: Государственная Третьяковская галерея, Омский государственный историко-краеведческий музей; Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино»
Время работы: с 04 июля по 06 октября 2013 года
Место проведения: г.Москва, проспект Андропова, д. 39, стр. 6, выставочные залы Сытного двора
Проезд: м.Коломенская, первый вагон из центра, по подземному переходу налево, выход на проспект Андропова направо, вдоль проспекта Андропова 150 метров, вход №2на территорию музея
Основанный в 1593 году казаками, шедшими осваивать Сибирь, Березов с его суровым климатом и длящейся 8 месяцев зимой, известен, прежде всего, как место ссылки. В первой половине ХVIII века сюда были сосланы вместе со своими семьями и окончили свои дни выдающиеся политические деятели петровской эпохи А.Меншиков, А.Долгоруков, Г.Остерман.
В 1939 году сотрудниками Омского краеведческого музея была предпринята экспедиция по северу Омской области, простиравшейся в то время до Карского моря. Экспедицию возглавил Андрей Федорович Палашенков (в 1943-1957 годах – директор музея). В Березове сотрудники экспедиции обнаружили место погребения Марии Меншиковой – дочери ссыльного сподвижника Петра I, а из полуразрушенного Воскресенского собора были спасены иконы и предметы церковного обихода. Эта бесценная коллекция долгое время пребывала в забвении и в плачевном состоянии. Однако в 1990-х годах началась комплексная реставрация икон Березовского цикла силами московских и омских реставраторов.
Один из разделов выставки посвящен А.Ф. Палашенкову – выдающемуся омскому историку и краеведу, спасшему немало памятников культуры в сложную эпоху. Здесь можно будет увидеть его портрет, исторические фотографии, рукописи и другие материалы, связанные с его деятельностью. А также детали интерьера Березовского храма, его изображение накануне уничтожения, и воспроизведение в натуральную величину двух больших храмовых икон, которые невозможно было транспортировать в Москву.
Основная часть выставки посвящена иконописи, а также церковным облачениям и тканям. Самая ранняя из икон, датированная ХVI веком – икона с изображением Архистратига Михаила. Согласно сохранившимся документам, она была принесена в Березов в период его основания казаками и помещена в первую Воскресенскую церковь.
Икона, предположительно, написана в Поволжье. Интересно отметить, что дружина Ермака формировалась именно в Поволжье. Остальные представленные здесь иконы относятся к тобольской школе и датируются ХVIII веком. Характер живописи, в которой можно проследить параллели с украинским и польском барокко, а также с итальянским Ренессансом, объясняется приездом в это время в Сибирь архиепископов из Киева. Так, в далекой Сибири необычайно ярко проявилось светское начало в отечественной церковной живописи, что было связано с общей ориентацией русской художественной жизни ХVIII века.
Центром экспозиции является подраздел, в котором разместится фелонь, расшитая дочерью А.Меншикова – Марией и легендарной женой Ивана Долгорукого, также сосланных в Березов– Натальей Борисовной Шереметьевой. Задолго до жен декабристов Наталья Шереметьева совершила нравственный подвиг, последовав в Сибирь за молодым мужем.
Помимо произведений из Омского историко-краеведческого музея, на выставке будут представлены экспонаты из Государственной Третьяковской Галереи – эскизы Сурикова к его картине «Меншиков в Березове», а также из фондов музея-заповедника «Коломенское» - книги «Деяние знаменитых полководцев и министров, служивших в царствование Государя Императора Петра Великого», «Невский портрет», «Гербовник русских дворянских родов» и карта западной части Российской империи.