«Джон Чемберс широко известен как лидер в области преобразований, — заявил по данному поводу ректор этого крупнейшего в Кремниевой долине вуза Мохаммед Каюми (Mohammad Qayoumi). — Он воплощает те самые качества, которыми славятся наш университет и система высшего образования Калифорнии в целом». А газета «Сан-Хосе меркьюри ньюс» опубликовала статью Чемберса (http://www.mercurynews.com/ci_23055838/john-chambers-memo-2013-college-graduates-never-stop), текст которой мы приводим полностью.
Выпускники 2013 года! Когда вы поступили в колледжи, на рынке появились первые айфоны. За время вашей учебы в США было создано более полумиллиона рабочих мест, связанных с разработкой современных мобильных приложений. Смартфоны создали новую культуру — культуру готовности к инновациям. Носители этой культуры практически мгновенно осваивают новшества, реализованные в новых устройствах. Выпускники 2013 года тоже должны быть готовы к инновациям, иначе вам не удастся выстоять и добиться процветания в современной экономике с характерными для нее молниеносными переменами. Вы первыми обрели высшее образование, пользуясь телефонными приложениями, через которые получали расписания занятий и тексты учебных материалов, прослушивали лекции, проводили научные исследования, находили точки доступа Wi-Fi. При этом вы проявили способность адаптироваться и осваивать новые технологии, позволяющие справляться с работой.
Теперь вам предстоит адаптироваться к непрерывно меняющейся рабочей обстановке, к динамичной, постоянно развивающейся среде, где способность к критическому мышлению и быстрым переменам приобрела жизненно важное значение. Для вас, выросших в цифровом мире, такая обстановка будет казаться естественной, тогда как моему поколению пришлось изрядно потрудиться, чтобы приспособиться к ней, ибо в учебных заведениях "доцифровой эпохи" нам приходилось полагаться лишь на ручки, тетради и пишущие машинки.
Современное рабочее место все труднее называть "местом", оно требует нового взгляда на вещи. Становится все меньше географических и языковых преград, а сотрудники многих компаний теперь работают в любом месте в любое время с помощью любого устройства. Необходимо привыкнуть к тому, что проект, который вы завершаете, мог начаться в Шанхае.
Когда вам исполнится 30 лет, к Интернету будет подключено более 50 миллиардов физических объектов. Машины будут ежедневно передавать друг другу квадриллионы сообщений, устанавливая связь между данными и ежесекундно осуществляя за нас различные действия. Поэтому среда, которую мы именуем Всеобъемлющим Интернетом, требует нового мышления. Когда я заканчивал колледж, студентов учили запоминать информацию, применяя ее в случае необходимости. "Мышление XXI века" требует иных навыков: человек должен уметь использовать весь кладезь накопленной человечеством информации, чтобы предпринимать оптимальные действия. Сегодня такую возможность имеют практически все жители нашей планеты. Если грамотно ею пользоваться, то можно решить многие из самых насущных задач. Безответственный же подход к этому делу может породить проблемы, связанные с защитой личных данных и контролем.
Порой выпускники, да и представители средств массовой информации задают вопрос: так ли уж нужны в нынешней динамичной экономике вузовские дипломы? Я скажу вам так: еще как нужны! По моему глубокому убеждению, Интернет и образование создают равные возможности в жизни. Достаточно поглядеть на статистику, опубликованную недавно газетой "Уолл-стрит джорнэл". Уровень безработицы среди выпускников американских колледжей не моложе 25 лет составляет примерно 3,8 процента, а среди лиц, не имеющих высшего образования, — 7,9 процента.
Вот что написал недавно о новых выпускниках обозреватель газеты «Нью-Йорк таймс» Том Фридман: "Учитывая нынешние темпы перемен, если выпускник хочет добиться успеха, ему придется заново изобретать, перекраивать и переосмысливать свою работу гораздо чаще, чем его родителям". По мнению Фридмана, современная молодежь должна быть "предрасположена к инновациям", то есть не просто уметь находить работу, но и изобретать для себя подходящее занятие.
Университет штата в Сан-Хосе активно участвует в этих процессах. В апреле он объявил о расширении сотрудничества с некоммерческой организацией "edX", основанной Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом. В результате онлайновые учебные курсы станут доступны одиннадцати другим подразделениям Университета Калифорнии и тысячам студентов этого штата. И теперь студенты Университета Калифорнии, где бы они ни занимались, получат доступ к интерактивным упражнениям и широкому ассортименту учебных материалов в текстовом и видеоформате. Изучив эти материалы, они смогут встречаться в аудиториях для дискуссий и групповой работы под руководством преподавателей. Эффективность такой методики очевидна. В одной из учебных групп, где подобным образом занимаются будущие инженеры, успешно сдали экзамены 91 процент студентов, тогда как в аналогичных группах, где обучение ведется по обычной методике, экзаменационную сессию прошли лишь 55 процентов учащихся.
Повсюду на нашей планете внедряются новаторские методы преподавания и учебы. Создается основа для непрерывного обучения в течение всей человеческой жизни. Этого, собственно, требует быстро меняющийся цифровой мир Всеобъемлющего Интернета. Мы все должны быть готовы к инновациям и сознавать, что карьерный рост будет сопутствовать тем, кто освоит образ мышления XXI века, адаптируясь к новшествам, открывая для себя и приобретая новые навыки. Поздравляя всех выпускников, обращаюсь к вам с советом учиться всю вашу жизнь.