С 28 по 30 марта Компания БФТ и Правительство Республики Коми провели семинар «Региональный сегмент Электронного бюджета. Опыт Республики Коми», который прошел в Постоянном представительстве Республики Коми при Президенте РФ в г. Москве. В мероприятии приняли участие более 100 представителей финансовых органов из 31 субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также ведущие эксперты Минфина России и Федерального казначейства.
Центральное место в программе семинара было отведено практике построения регионального сегмента Электронного бюджета. Ключевыми темами на повестке дня также стали вопросы финансового контроля, бюджетного учета, прозрачности и публичности бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях, организации предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках взаимодействия с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
Семинар открыл Заместитель главы Республики Коми – министр финансов Владимир ТУКМАКОВ, который поблагодарил всех присутствующих за проявленный интерес к семинару. Генеральный директор Компании БФТ Александр МОНОСОВ в своем приветственном слове отметил, что создание регионального сегмента Электронного бюджета — это колоссальный труд как сотрудников ИТ-компаний, так и сотрудников финансовых органов субъектов и муниципальных образований РФ. Генеральный директор Компании БФТ отдельно поблагодарил региональных финансистов за развитие информационных технологий в сфере государственного и муниципального управления.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО БЮДЖЕТА
Заместитель министра финансов Республики Коми Константин ПЛЕХОВ рассказал об опыте построения регионального сегмента Электронного бюджета в Коми. В 2009 году в министерстве было принято решение о централизации системы казначейского исполнения бюджета на уровне субъекта, в результате чего с 1 января 2011 года Министерство финансов Республики Коми и все муниципальные образования приступили к исполнению своих бюджетов в централизованной системе «АЦК-Финансы». В том же 2011 году впервые в регионе с помощью системы планирования бюджета «АЦК-Планирование» был сформирован республиканский бюджет на трехлетний период. Параллельно с реализацией данных проектов проводились работы по внедрению системы «АЦК-Бюджетный контроль», позволяющей автоматизировать процессы контрольно-ревизионной деятельности и анализа их фактического исполнения. Оценивая результаты построения регионального сегмента Электронного бюджета в Республике Коми, Константин ПЛЕХОВ подчеркнул: «В результате внедрения указанных систем на республиканском уровне стало очевидно, что данные решения значительно повышают качество и прозрачность управления финансами на всех уровнях. Сегодня мы уверенны, что централизация – это наиболее перспективное направление, как в области информационных технологий, так и в области повышения качества управляемости бюджетным процессом».
Реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов и 83-ФЗ в рамках построения регионального сегмента Электронного бюджета в Республике Коми был посвящен доклад заместителя министра финансов Республики Коми Галины РУБЦОВОЙ. В рамках перехода к формированию республиканского бюджета на основе госпрограмм в 2012 году были разработаны 18 государственных программ Республики Коми, охватывающих все ключевые сферы социально-экономической жизни. Разработанный проект бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов впервые включал в себя приложение с распределением бюджетных ассигнований в разрезе государственных программ. Целенаправленная политика по реализации Программы Правительства Республики Коми по повышению эффективности бюджетных расходов принесла свои результаты. Два года подряд республика входит в число победителей федерального конкурса региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Более того, в 2012 году Республика Коми вошла в первую пятерку среди регионов-победителей конкурса.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Отдельной темой на семинаре обсуждались вопросы финансового контроля – как одного из ключевых элементов регионального сегмента Электронного бюджета. Опытом автоматизации контрольной деятельности в Республике Коми поделилась Елена ФИЛИМОНОВА, начальник Управления финансово-бюджетного надзора Республики Коми. Для повышения эффективности деятельности контрольно-ревизионных органов в 2011 году в Республике Коми было внедрено решение «АЦК-Бюджетный контроль». Как подчеркнула Елена ФИЛИМОНОВА: «Единая система стандартов, механизм взаимодействия финансовых органов, устранение дублирования – вот три вопроса, которые мы смогли решить на региональном уровне при помощи автоматизированной системы «АЦК-Бюджетный контроль». В ходе своего выступления начальник управления также отметила, что единое информационное пространство, объединяющее «АЦК-Финансы», «АЦК-Планирование» и «АЦК-Бюджетный контроль», позволяет сегодня ревизорам планировать проверки и ревизии, готовиться к их проведению, разрабатывать программу проверок, формировать распоряжения на проведение контрольных мероприятий.
Начальник отдела анализа и развития государственного и муниципального финансового контроля и аудита Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации Станислав БЫЧКОВ обратил внимание аудитории на организацию государственного (муниципального) финансового контроля в свете предполагаемых изменений Бюджетного кодекса.
В рамках семинара опытом
построения регионального сегмента Электронного бюджета поделилась и Томская
область, где успешно происходит поэтапное внедрение централизованного решения
по управлению общественными финансами. В настоящее время в рамках реализации
проекта по централизации бюджетного процесса охвачены пока 4 «пилотных»
муниципалитета области. Подключение остальных 12 муниципальных образований
Томской области к централизованной платформе планируется завершить в 2014 году.
Председатель комитета информатизации Департамента финансов Томской области Андрей НИКОЛАЕВ отметил, что сегодня в Томской области
централизованное решение по управлению областными и муниципальными финансами «АЦК-Финансы» интегрировано с системой планирования бюджета «АЦК-Планирование», применяемой в Томском районе, а
также с системой управления государственными закупками «АЦК-Госзаказ». По словам Андрея НИКОЛАЕВА, интеграция
указанных систем позволяет не только реализовать основные требования
долгосрочной целевой программы «Модернизация регионального управления и
развитие информационного общества на территории Томской области на 2013-2020
годы», но и создать единый цикл бюджетного процесса. В планах области –
обеспечить доступ населения к информации о бюджетной системе региона при помощи
единого портала с высокой степенью прозрачности и публичности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГИС ГМП
Не могла остаться без внимания такая актуальная тема,
как взаимодействие администраторов доходов с ГИС ГМП. Заместитель начальника
Управления развития бюджетных платежей Федерального казначейства Валерий БАКЛУНОВ выступил с докладом по теме
взаимодействия администраторов доходов бюджета с ГИС ГМП. Слушателям была
представлена динамика подключения участников ГИС ГМП в период с ноября 2012
года по февраль 2013. Согласно приведенным данным количество участников ГИС ГМП
среди администраторов начислений возросло более чем в 100 раз (к концу февраля
их количество составило 20 584), количество кредитных организаций увеличилось
до 320, а присутствие региональных порталов и многофункциональных центров
достигло 130 единиц. В продолжение темы эксперты Компании БФТ рассказали гостям
семинара о взаимодействии системы «АЦК-Финансы» с ГИС ГМП в части предоставления в ГИС ГМП информации о
начислениях за оказанные услуги и получения из ГИС ГМП информации об их уплате.
О БЮДЖЕТНОМ УЧЕТЕ
Основные направления развития бюджетного учета и отчетности организаций государственного сектора были затронуты в докладе заместителя начальника отдела методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Анны КРИВЕНЕЦ. Проводя обзор вступившего в силу с 1 января 2013 года Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», она обратила внимание слушателей на то, что измененные нормы, прежде всего, коснулись самого понятия бухгалтерского учета, распределения полномочий по ведению учета, внутреннего контроля, первичных документов и составления отчетности.
Начальник отдела методологии бюджетной классификации
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Игорь КУЗЬМИН рассказал об основных вопросах порядка
применения бюджетной классификации Российской Федерации в 2013 г. и
формировании программной классификации расходов бюджетов. Он пояснил, что
согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 18 марта 2013
года № 31н «Об утверждении Указаний о порядке применения классификации расходов
бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2014 год и на
плановый период 2015 и 2016 годов» появляется новая структура кода целевой
статьи, при этом разрядность и структура кода в целом не изменяется.
Об автоматизации бюджетного учета в рамках построения регионального сегмента Электронного бюджета с учетом новых законодательных новаций рассказала начальник отдела методологии производственного центра «Бюджетный учет» Компании БФТ Алла ВОЕВОДИНА. В ходе своего выступления она также отметила ключевые задачи, которые решает централизованная система бюджетного учета «АЦК-Бюджетный учет»: исключение двойного ввода данных, обеспечение их достоверности, контроль вводимых данных, сквозной электронный документооборот, поддержание единых методологических стандартов бухгалтерского учета и единой нормативно-справочной информации для всех учреждений публично-правового образования.
РЕШЕНИЯ БФТ
Интерес слушателей также вызвали и другие доклады специалистов Компании БФТ. С докладом о совершенствовании статуса государственных (муниципальных) учреждений и переходе к единому перечню государственных (муниципальных) услуг выступила директор Департамента развития комплексных решений Компании БФТ Надежда БАБКО. Она подробно рассказала о подходах к формированию единого перечня государственных и муниципальных услуг и работ, о предполагаемых в связи с введением перечня изменениях в бюджетный кодекс Российской Федерации, а также о том, что ожидает регионы и муниципальные образования на пути дальнейшего совершенствования деятельности государственных (муниципальных) учреждений. Кроме того, Надежда БАБКО представила участникам семинара новое решение Компании БФТ – Внутренний портал региона (муниципального образования), обеспечивающий круглосуточным доступом руководителей регионов и муниципальных образований к информации о финансово-экономических аспектах деятельности субъекта РФ (муниципального образования) в необходимых аналитических разрезах.
Отдельное выступление экспертов БФТ было посвящено вопросам управления и мониторинга реализации государственных (муниципальных) программ. Наблюдаемые сегодня на местах проблемы оценки эффективности реализации государственных и муниципальных программ вызваны отсутствием реального мониторинга их реализации, слабым взаимодействием, сложностью и длительностью согласования информации, а также отсутствием увязки программ с бюджетным процессом. В этой связи залогом результативности становится мониторинг программ в системе непрерывного наблюдения и контроля их реализации, что обеспечивает модернизированное решение БФТ «АЦК-Мониторинг КПЭ».
Руководитель Управления развития Компании БФТ Анна ЗАЛЯЛОВА рассказала об обеспечении принципа
открытости и публичности информации об исполнении бюджета через
специализированный портал
«АЦК-Открытый бюджет». Специалисты БФТ также разъяснили слушателям принцип
функционирования региональной информационной системы оплаты государственных и
муниципальных услуг в электронном виде (РИСОУ), включающей в себя процедуру полностью
автоматизированного квитирования (сопоставления) начислений и платежей за
оказанные услуги, оказываемые бюджетными и автономными учреждениями в рамках
предпринимательской деятельности.
В рамках семинара были организованы выступления в прениях, где в режиме прямого диалога участники смогли обменяться опытом, обсудить проблемные вопросы с федеральными экспертами и коллегами. Консультанты Компании БФТ также провели показы и демонстрации автоматизированных систем, оказывая консультационную поддержку гостям мероприятия.
НЕЗАВИСИМОЕ МНЕНИЕ
По окончании мероприятия представители финансовых органов субъектов и муниципальных образований поделились своими положительными впечатлениями от проведенного семинара:
Тукмаков Владимир Алексеевич,
Заместитель Главы-министр финансов Республики Коми.
«Необходимо отметить, что автоматизация и централизация всех бюджетных процессов позволили существенно повысить качество и прозрачность управления общественными финансами в Республике Коми. Поэтому в рамках семинара мы не только поделились своим опытом с коллегами из регионов, но и обсудили одну из наиболее важных задач в рамках бюджетного реформирования, цель которого - переход от управления затратами к управлению результатом».
Крючкова Марина Александровна,
Заместитель начальника сводного отдела консолидированного бюджета бюджетного управления Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области.
«Семинар
показался достаточно познавательным. В рамках семинара был представлен
интересный информационный материал, касающийся различных направлений бюджетного
процесса. Хотелось бы, чтобы в последующих семинарах также был сделан акцент в
сторону практической реализации деятельности государственных и муниципальных
служащих».
Третьякова Светлана Сергеевна,
Заместитель председателя комитета финансов – начальник финансового управления Администрации Петрозаводского городского округа.
«На подобных мероприятиях всегда узнаешь что-то полезное. Сегодня были затронуты очень интересные темы Электронного бюджета, было интересно услышать об опыте построения регионального сегмента Электронного бюджета в субъектах Российской Федерации. Полученная информация поможет нам работать в указанном направлении и в дальнейшем».
О БФТ:
Компания «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ) занимает одно из лидирующих положений в сфере управленческих и информационных технологий для государственного и муниципального управления. Компания входит в группу компаний IBS – лидера рынка информационных технологий и консалтинга в России.
Основной целью деятельности Компании является обеспечение возможности эффективно и своевременно решать задачи государственного/муниципального управления и оказания государственных и муниципальных услуг.
Продуктовая линейка Компании охватывает ключевые сферы государственного и муниципального управления:
· Управление государственными финансами региона (АСУ ГФ);
· Реализация требований 210-ФЗ (ТКМВ, РСМЭВ, МФЦ);
· Консалтинг (ПЭБР, программно-целевое бюджетирование, 83-ФЗ);
· Электронный документооборот.
Компания БФТ успешно реализовала свыше 2300 проектов в 37 регионах и более чем 8450 муниципальных образованиях Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Пресс-служба БФТ
(495) 784-70-00
[email protected]