Быстрый рост технологически грамотного среднего класса вызвал стремительное увеличение числа подключенных мобильных устройств. Сегодня в мире работает около миллиарда смартфонов и планшетных компьютеров. Их пользователи хотят получать все больше облачных услуг, что создает небывалые возможности для развития операторского бизнеса. Главная предпосылка для этого – мобильное облако. По прогнозам консалтингового подразделения Cisco IBSG, к 2016 году стоимость мобильных облачных услуг на мировом рынке превысит 60 млрд долларов. Плюс к этому будет создан рынок сопутствующих услуг объемом в 335 млрд долларов.
Тем не менее операторы пока еще не добились лидирующего положения на рынке облачных подключенных услуг. Звание лидера пока принадлежит разработчикам приложений, поставщикам контента, применяющим стратегию ОТТ[1] и производителям устройств. Именно такие компании (среди них выделяются Google и Apple), действуя проворно, захватили главенствующее положение в данной области.
Первыми выйдя на рынок мобильных облачных услуг, компании, исповедующие стратегию OTT, сформировали его на свой лад, используя для этого новаторские сервисы. Они заняли видное место в мобильной и облачной экосистеме и добились высокой рыночной капитализации. Возможности, упущенные операторами в период с 2008 по 2012 гг., показаны на рисунке 1. Из этой диаграммы следует, что за указанный период доля операторов в общей рыночной капитализации двухсот крупнейших технологических, медийных и коммуникационных компаний сократилась более чем на 16 процентов, составив 60,6 процента. За то же время компании OTT увеличили свою долю в рыночной капитализации с 9,5 до 24,1 процента.
Горстка наиболее дальновидных операторов, таких как NTT DOCOMO, China Mobile, Verizon и AT&T, по достоинству оценила возможности доставки мобильных облачных услуг через собственные онлайновые магазины (app store) и через ссылки на сетевые магазины других компаний. А вот остальные операторы пока не торопятся это делать. Им следовало бы научиться правильно использовать мобильные и облачные технологии, чтобы обеспечить прибыльный рост и развитие своего бизнеса и увеличить рыночную капитализацию.
Одна из причин их отставания состоит в том, что на начальном этапе прибыльность мобильных облачных услуг была ниже прибыльности традиционных "дойных коров" оператора – услуг голосовой связи и передачи текстовых сообщений (SMS). Мобильные операторы с успешным традиционным бизнесом воспринимают новые веяния неохотно. Между тем, чтобы получить ощутимые преимущества в будущем, им придется разработать более дальновидную стратегию и смело внедрять инновации.
По мнению Cisco IBSG, каждый доллар, вложенный в мобильные облачные услуги, может принести до семи долларов прибыли. Ее основными источниками станут увеличение выручки, сокращение расходов и повышение прибыльности операторского бизнеса. Чтобы добиться этого, операторам необходимо:
- применять упреждающее управление ценообразованием для повышения прибыли от каждого абонента с помощью многоуровневых и составных тарифов, ценных услуг премиум-качества и ускоренного распространения облачных услуг путем снижения стоимости доступа;
- использовать аналитические функции Big Data для повышения прибыли от рекламы с помощью персонализации, учета контекста и местоположения пользователя;
- применять виртуализацию для снижения издержек в центрах обработки данных, повышения эффективности и увеличения экономичности путем масштабирования;
- оптимизировать сети доставки контента и локального кэширования для сокращения стоимости IP-транспорта, управления трафиком OTT и повышения качества услуг (QoS);
- использовать каналы Wi-Fi для разгрузки сотовых сетей 3G/4G и формирования новых источников дохода;
- внедрять "тонкие" облачные клиентские устройства для снижения убытков от субсидирования пользовательских терминалов и сокращения стоимости привлечения новых абонентов;
- поддерживать партнерские отношения с медийными компаниями, поставщиками контента, разработчиками приложений и даже конкурирующими компаниями OTT для взаимного дополнения функций и возможностей и разработки полномасштабных облачных услуг.
Для многих операторов путь к успешному внедрению мобильных облачных услуг только начинается, но тех, кто не побоится войти в мобильное облако, ждут заманчивые перспективы. В любом случае пора отвоевывать утраченные позиции.
Методы, позволяющие операторам успешно конкурировать на мобильном облачном рынке, подробно описаны в аналитическом документе Cisco "The Road to Cloud Nine: How Service Providers Can Monetize Consumer Mobile Cloud" ("Путь оператора на девятое небо: как монетизировать абонентское мобильное облако")[2].
Теги: Cisco IBSG, мобильные облачные услуги, онлайновые магазины, app stores, Big Data, облачные услуги, инновации, рыночная капитализация, over-the-top (OTT), ценообразование, смартфоны, планшетные компьютеры, «тонкие» клиенты, виртуализация, Wi-Fi.
Другие статьи из блога К. Озики:
· В течение десятилетия телевизионную рекламу ждут четыре метаморфозы – http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2013/03/030513b.html
· Расширяющаяся вселенная мобильного видео открывает целые миры новых возможностей - http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/041212b.html
· Лавина данных, передаваемых через планшетные компьютеры, и мобильные видеосервисы создают большие проблемы для операторов мобильной связи - http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/031912c.html
[1] От over-the-top (доставка видеоуслуг на пользовательское устройство по неуправляемой сети Интернет в отличие от услуг, доставляемых через управляемую оператором сеть с гарантированным качеством).
[2] Доступен на странице http://www.cisco.com/web/about/ac79/docs/sp/Mobile-Cloud.pdf.