7 – 8 июня 2012 года в Москве состоялся
воркшоп «Независимая внешняя оценка качества образования и
общественно-профессиональная аккредитация: методика, критерии, результаты»,
организатором которого являлось Агентство по общественному контролю качества
образования и развитию карьеры «АККОРК».
17 апреля 2012 года в Министерстве образования
и науки Российской Федерации состоялось заседание Коллегии по
вопросу «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015
годы». В рамках заседанияодними из задач совершенствования образования
и обеспечения доступности качественного образования в России были
обозначены приведение содержания и структуры профессионального
образования в соответствие с потребностями рынка труда и развитие
независимой системы оценки качества образования и востребованности образовательных
услуг.
Следуя поставленным задачам по совершенствованию
качества образования в нашей стране, АККОРК провел двухдневный обучающий
воркшоп для представителей учреждений профессионального образования.
Воркшоп посетили представители более 30 отечественных образовательных
учреждений среднего, высшегои дополнительного профессионального образования, а
также представители региональных министерств образования из 18 городов России.
В рамках двухдневной встречи участники воркшопа обсудили
проблемы и перспективы повышения
качества профессионального образования в России, а также получили возможность
познакомиться с системами экспертиз, инструментами и технологиями оценки
качества образования,применяемыми в
Российской образовательной системе и принятыми в западно-европейскихаккредитационных
агентствах.
Владимир
Дмитриевич Шадриков, председатель Высшего экспертного
совета АККОРК, акцентировал в своем докладе внимание аудитории на том, что
современная действительность заставляет российские образовательные учреждения
переходить с оценки формальных показателей образовательных программ на
качественные,и именно независимые эксперты и независимая
общественно-профессиональная аккредитация становятся той основой, на которойв
скором времени могут базироваться все
процедуры оценивания качества образования.
Эту точку зрения поддержали представители
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и
Национального аккредитационного агентства в сфере образования
(Росаккредагентство).
Марина
Владимировна Гуськова, начальник Управления лицензирования, аккредитации,
признания и подтверждения документов Рособрнадзора, выступила с докладом о
результатах и перспективах взаимодействия государственных и
общественно-профессиональных систем оценки качества профессионального
образования, осветила дальнейшие тенденции в развитии систем оценки качества
российского образования в соответствии с требованиями российского
законодательства, а также общественными интересами и запросами к качеству
образования.
Как известно, Болонский процесс предполагает, что аккредитация
должна носить независимый характер и экспертиза должна проводиться независимыми
организациями, признаваемыми государственными органами управления образованием.
Рособрнадзор делает первые шаги по развитию такой системы.В своем выступлении
М.В. Гуськова отметила важность работы, которая ведется в этом направлении
агентством АККОРК, т.к. уже сейчас применение независимой профессиональной
оценки и проведение общественно-профессиональной аккредитации стимулирует
профессиональный рост и способствует повышению качества российского
образования, а в дальнейшем ещё больше улучшит взаимодействие образовательных
учреждений с работодателями и гарантирует учащимся получение действительно
качественных и востребованных профессиональных знаний.
Об использовании результатов
общественно-профессиональной экспертизы в процедуре государственной
аккредитации, в частности в сфере высшего профессионального образования,
рассказала Ирина Сергеевна
Татаринова, руководитель Росаккредагентства. В ходе
выступления И. С. Татариновой разгорелась очень живая дискуссия, ведь вопросы
развития отечественной системы гарантии качества образования в контексте
Болонских реформ сохраняют свою актуальность, а постепенный отказ от
главенствующей роли государства в аккредитации и оценке образовательных
программ до сих пор вызывает много вопросов и сомнений у представителей
образовательного сообщества. И.С. Татаринова
развеяла сомнения присутствующих, ещё раз отметив, что Россия и дальше будет
перенимать практику зарубежных стран в части привлечения профессионального
сообщества к совместной работе по аккредитации. Как отмечали выступающие, именно
независимые квалифицированные эксперты, состоящие из работников сферы
образования, работодателей, представителей научных сообществ и различных
профессиональных организаций, могут дать реальную оценку соответствия качества
подготовки выпускников современным реалиям жизни (требованиям рынка труда и
т.п.).
Ну и, конечно же, не стоит забывать о важности
прохождения независимой аккредитации для самих образовательных учреждений –
этот шаг является неопровержимым подтверждением признания образовательного
учреждения «потребителями образования», что, несомненно, обеспечивает и
повышает конкурентоспособность учреждения (в конечном итоге – от этого зависит
его финансовое благополучие и экономическая устойчивость, особенно с учетом 83-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием
правового положения государственных (муниципальных) учреждений»).
О том, какие конкурентные преимущества на рынке
образовательных услуг получают программы и образовательные учреждения,
прошедшие процедуру не только отечественной, но и зарубежной
общественно-профессиональной аккредитации, рассказала руководитель отдела по
развитию партнерских проектов АККОРК, Людмила Сергеевна Степанченко.
Завершился первый рабочий день воркшопа выступлением
представителя наиболее заинтересованных сторон образовательного процесса –
студенчества. Петр
Александрович Тимошин, заместитель председателя Всероссийского
студенческого союза, обсудил с присутствующими роль студентов в проведении
общественно-профессиональной аккредитации. Участники воркшопа из первых уст
смогли узнать о том, какие критерии оценки образования являются наиболее
важными для современных студентов, на что именно обращают внимание студенты при
выборе образовательного учреждения. Также П. А. Тимошин рассказал о европейском
опыте участия студентов в проведении общественно-профессиональной аккредитации,
проблемах и перспективах применения этого опыта в России.
Второй день воркшопа был посвящен практическим
аспектам процедуры общественно-профессиональной аккредитации и экспертной
деятельности.
В ходе практических занятий участники воркшопа
познакомились с инструментами, процедурами и критериями оценки качества
образовательных программ, которые применяются агентством АККОРК при работе с
образовательными учреждениями.
По итогам второго дня воркшопа участники смогли
сформировать четкое представление о том, какие этапы предшествуют
общественно-профессиональной аккредитации образовательной программы, какова
роль каждого из звеньев цепи: представителей независимого аккредитационного
агентства, образовательного учреждения, студенчества и работодателей.
Наибольший интерес участники воркшопа проявили к критериям оценки
образовательных программ, рассмотрев на практике, каким образом они применяются
при оценке и аккредитации и чем именно они отличаются от оценки соответствия
программ государственным образовательным стандартам.
Несмотря на сомнения, споры, и дискуссии по вопросам
действительной важности и актуальности независимой внешней оценки качества
образования в России, которые можно было наблюдать в ходе обсуждения различных
тематических секций, участники воркшопа пришли к единому мнению: профессиональное образование должно иметь
четкие критерии оценки его качества и востребованности, и для достижения этой
цели необходимо применение независимой оценки качества знаний, проведение общественно-профессиональной
аккредитации образовательных программ.
Как отметил в своем выступлении Александр Антонович
Коваленко, руководитель отдела методологии АККОРК, реальность такова, что именно
общественно-профессиональная аккредитация становится связующим звеном между
государством, профессиональными образовательными учреждениями, студентами и
работодателями.
Также участники воркшопа не обошли стороной и вопрос
подготовки профессиональных экспертов, на которых возложена задача проведения
независимой оценки качества образования. В рамках психологического семинара
участники воркшопа попробовали себя в роли экспертов и оценили, с какими проблемами и трудностями
сталкивается в своей работе эксперт, каким образом эти проблемы преодолеваются.
Участники определили, что именно является залогом качественной работы эксперта
и независимой оценки образовательной программы и пришли к выводу, что для
успешного развития системы независимой оценки качества образования в России
необходима соответствующая система подготовки экспертов, которые обязаны
понимать, что и как нужно оценивать.
Большинство участников воркшопа выразили желание
пройти дальнейшее обучение в качестве экспертов в области оценки качества
образования, чтобы самим играть непосредственную роль в формировании новой,
независимой системы оценки качества образования, направленной на развитие
профессионального образования в нашей стране и непрерывное «взращивание»
востребованных выпускников.
Именно этим и займется АККОРК в новом учебном году.
__________________________________________________
Агентство АККОРК благодарит всех спикеров и
участников воркшопа, который прошел 7-8 июня в Москве, и приглашает к участию в
обучающих
тренингах и семинарах, посвященных вопросам обеспечения качества
современного образования, независимой внешней оценке,
общественно-профессиональной аккредитации, развитию системы менеджмента
качества образования и другим вопросам, являющимся неотъемлемой частью модернизации образовательной системы России и
выстраиванием эффективного взаимодействия между государственной властью,
учреждениями образования, учащимися и бизнесом.
По вопросам участия в тренингах обращаться в
Агентство АККОРК по телефону: +7(495)221-81-40 или по электронной почте: [email protected]