Коррупция на родном для власти Донбассе устанавливает всеукраинский рекорд, а формы гражданского протеста приобретают все более интересные формы.
Украинских чиновников охватила автомания
Украинская власть шокирует Европу еще одним рекордом. По подсчетам экспертов, количество служебных автомобилей для высших государственных чиновников составляет 6972 единицы. Для сравнения: в Великобритании автопарк для государственных чиновников насчитывает 191 автомобиль, а в Дании – всего 23.
Напомним, что такой рекорд установлен на фоне заявлений премьер-министра Украины Н.Азарова о политике жесткой экономии на содержание аппарата государственного управления. Но почему-то увидеть народного депутата, который добирается на работу на велосипеде или метро, ??что является нормальной европейской практикой, в Украине по-прежнему невозможно.(1)
За первые два месяца текущего года Минэкономики пресекло лишь 27 случаев закупки для нужд чиновников дорогих автомобилей, в то время как, по подсчетам украинских СМИ, на покупку, содержание и аренду автомобилей для государственного аппарата за аналогичный период власть израсходовала 2,5 млн. долл. По признанию экспертов, чиновники виртуозно обходят любые законодательные ограничения на закупку автомобилей, создавая для таких сделок разнообразные специальные предприятия. Следует отметить, что к подобным шагам прибегают структуры высшего государственного уровня, которые, наоборот, должны контролировать государственные расходы и отслеживать финансовые злоупотребления.
Похоже, что для действующей власти личный комфорт значительно важнее интересов государства и социальных нужд незащищенных слоев населения, чьи средства они тратят на удовлетворение собственных непомерных аппетитов.(2)
(1) http://tsn.ua/groshi/ukrayinski-chinovniki-vitrachayut-na-mashini-naybilshe-u-yevropi.html
(2) http://argumentua.com/novosti/v-ukraine-rekordnoe-v-evrope-chislo-sluzhebnykh-avtomobilei-dlya-chinovnikov
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Для чего нужен служебный автомобиль? Для того, чтобы чиновник мог эффективно выполнять свои обязанности, не тратя лишнее время на передвижение. Скажем, в Великобритании все служебные автомобили, которыми пользуются сотрудники министерств, является собственностью государственного автопарка. Автомобили предоставляются госслужащим посуточно по мере необходимости. Такого понятия, как "персональный" служебный автомобиль, там просто не существует.
Из соображений безопасности, а также из соображений поддержания престижа национального производителя, премьер-министр Великобритании ездит на бронированном автомобиле Jaguar. В государственном автомобильном фонде есть еще 12 бронированных BMW для глав силовых ведомств и почетных гостей из других стран. Закупка одинаковых BMW проводилась с открытым тендером. Остальные автомобили государственного автопарка – это преимущественно седаны среднего класса Ford, Opel и Toyota. Недавно правительство Великобритании, стремясь сократить негативное воздействие на окружающую среду, а также расходы на эксплуатацию, утвердило покупку нескольких автомобилей-гибридов. Члены парламента пользуются общественным транспортом. Дэвид Камерон прекратил ездить на работу на велосипеде только после соответствующего настоятельного совета службы безопасности. Расстояние до полутора километров даже министры преодолевают пешком. Для дальних путешествий есть железная дорога или авиаперелет в эконом-классе. В Великобритании служебный автомобиль – это, прежде всего, транспортное средство, а не форма демонстрации личного статуса.
В Украине максимальная стоимость автомобиля для чиновников министерств составляет 120 тыс. долл. Государственные служащие более низкого порядка обычно пользуются автомобилями, стоимость которых стартует от 60 тыс. долл. Если предположить, что служебная машина обходится в среднем в 90 тыс. долл., то на сегодняшний день стоимость автопарка государственных чиновников составляет 630 млн. долл. Разве такая ситуация не является показательной для понимания того, почему в государственном бюджете постоянно не хватает денег на больницы и школы?
Впрочем, цинизм власти не ограничивается покупкой автомобилей. Для хороших автомобилей нужны хорошие дороги. Логично? Логично. Так почему бы не построить на государственные средства еще и подъездные пути к чиновничьим имениям? И при столь шокирующем злоупотреблении властью они еще мечтают о народном признании и высоких рейтингах власти?
Афганцы подали пример игнорирования власти
В середине февраля, а именно в день годовщины вывода советских войск из Афганистана, члены организации ветеранов афганской войны «Никто, кроме нас» провели демонстративную акцию протеста – во время возложения цветов к мемориалу воинов-афганцев они повернулись спинами к первым лицам государства – Президенту В.Януковичу и премьер-министру Н.Азарову. В акции приняли участие около 200 человек. Свои действия протестующие объяснили тем, что сама власть давно повернулась спиной к ветеранам-афганцам, и пришло время ответить ей взаимностью. Таким образом, ветераны выразили свое отношение к системе, лишающей их льгот, и продемонстрировали один из эффективных и показательных способов мирного протеста.(3)
После публичной демонстрации акта неуважения к власти лидеру организации ветеранов войны в Афганистане «Никто, кроме нас» А.Ковалеву, по его словам, сотрудники правоохранительных органов предложили уехать из страны. Кроме того, А.Ковалев заявляет о давлении на его бизнес со стороны силовых структур и о постоянных обысках налоговиков. Аналогичные меры давления власть применила и к другим участникам акции.(4)
Организация «Никто, кроме нас» и ее лидеры обещают и впредь отстаивать права ветеранов – и путем демонстраций, и непосредственным участием в политической борьбе. Их главное требование – ответственность государства за свои обязательства перед обществом.(5)
(3) http://www.unian.net/ukr/news/487174-lideru-afgantsiv-yaki-stali-spinoyu-do-yanukovicha-proponuyut-vijihati-z-krajini.html
(4) http://www.pravda.com.ua/news/2012/02/15/6958789
(5) http://tyzhden.ua/Politics/42409
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Ветераны-афганцы своими действиями продемонстрировали классическую форму мирного протеста. В демократической стране граждане имеют право выражать свое мнение, бастовать или участвовать в мирных акциях протеста. Украинский политический режим будет вынужден либо существенно увеличить количество мест в тюрьмах, либо смириться с подобными формами протеста, которые, вполне очевидно, будут развиваться, если в стране не прекратятся вопиющие злоупотребления, а также ограничения гражданских прав и свобод.
Родной для власти регион удерживает коррупционное лидерство
Донецкая область, обеспечившая В.Януковичу и Партии регионов максимальную политическую поддержку, в 2011 году стала лидером по количеству случаев взяточничества. Динамика роста взяточничества в прошлом году здесь составила 14%. По данным МВД, в Донецкой области было зарегистрировано 42 таких правонарушения, в то время как в Киеве – только 16. В целом по Украине за 2011 год было раскрыто 16 тыс. должностных преступлений, связанных с коррупцией. Уголовную ответственность за них понесли 8,3 тыс. человек. При этом размер максимальной взятки вырос больше, чем втрое, – до 10,5 млн. грн. (1,3 млн. долл.) против 3,2 млн. грн. (0,4 млн. долл.) в 2010 году.(6)
Кроме того, вотчина Президента и его команды демонстрирует один из самых низких в Украине показателей качества жизни, – согласно проведенным исследованиям, Донецкая область заняла 26 место среди 27 областей. К тому же, эксперты признают Донбасс наиболее загрязненной территорией в государстве. При этом, как ни парадоксально, именно в Донецкой области зафиксирован самый высокий уровень ВВП на душу населения среди всех областей.(7)
Что касается реакции властей на такие удручающие показатели, то она по-прежнему демонстрирует намерения, не переходя к реальным действиям. В частности, Секретарь СНБО А.Клюев недавно отметил, что коррупция является одним из крупнейших препятствий для демократических преобразований.
В свою очередь, президент Европейской Бизнес Ассоциации Т.Фиала назвал коррупцию и зарегулированность основными проблемами, с которыми сталкиваются инвесторы в Украине. По его словам, в 2008 году зарубежные компании тратили на взятки 6% своих доходов, в то время как в 2011 году этот показатель вырос до 10%.(8)
(6) http://www.epravda.com.ua/news/2012/02/13/315828/
(7) http://analitica.kiev.ua/news/5668-donbas-vislizaye-z-obijmiv-yanukovicha.html
(8) http://news.liga.net/ua/news/economics/625506-nvestori_ots_nili_ekonom_chnu_pol_tiku_ukra_ni_b_lshe_m_nus_v.htm
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Донецк не только лидирует по количеству смертельных случаев на шахтах и ??росту числа ВИЧ-инфицированных. Город демонстрирует один из самых низких показателей уровня качества жизни в Украине, а также является «столицей» коррупции и рейдерства. Так что же имел в виду Президент, высказывая решительное намерение преодолеть коррупцию, если ему не удается справиться даже со своей родной областью?
По утверждению социологов, состояние отчаяния и уныния непосредственно влияет на рост числа наркотически зависимых, ВИЧ-инфицированных и на уровень проституции. Разгул коррупции и рейдерства на Донбассе свидетельствует о глубоком социальном упадке в регионе, которому своей деятельностью «посодействовала» и нынешняя, «донецкая», власть. Коррупция на высоком государственном уровне невозможна без соответствующего прикрытия. А это значит, что преступления совершаются на самом «верху». Почему же власть ничего не предпринимает?
Может, стоит учредить специальную награду, которая будет вручаться власти самого коррумпированного города Украины? Не исключено, что первым лауреатом такой премии стал бы именно Донецк. Может, хоть тогда Президенту станет стыдно?
Закрытие Интернет-сайтов переходит в новую форму цензуры
В Украине множатся случаи наступления власти на веб-ресурсы. Одним из них стало решение Деснянского районного суда Киева от 14 февраля этого года временно приостановить работу сайта «Дорожный контроль» по иску сотрудника ГАИ Г.Гетьманцева о защите чести и достоинства. Основанием для иска стали оскорбительные, по мнению Г.Гетьманцева, комментарии на форуме сайта. Благодаря резкой реакции на остановку работы сайта со стороны журналистов и интернет-сообщества, «обвалившего» в ответ на действия властей сайт МВД, уже 16 февраля суд отменил решение о блокировании сайта, после чего тот возобновил работу. Таким образом, властям не удалось создать очередной после блокирования "Ex.ua" прецедент, который бы раздул костер информационной войны между обществом и властью.(9)
Урегулированию ситуации вокруг закрытия сайта «Дорожный контроль» способствовал и запрос народного депутата В.Пилипенко в Высший совет юстиции относительно определения соответствия закону решения судьи о блокировании работы сайта. Близость депутата к руководителю Главного управления судоустройства Администрации Президента А.Портнова дает основания говорить о попытке отдельных представителей власти удерживать ??в отношениях с Интернет-сообществом определенную дистанцию. Об этом, в частности, свидетельствует и требование, содержащееся в запросе В.Пилипенко, уволить судью в случае признания превышения им служебных полномочий и нарушении закона. Наказание судьи-нарушителя могло бы стать началом конструктивных отношений между властью и обществом в контексте развития свободы слова в Интернете.(10)
(9) http://dt.ua/POLITICS/post_dai_na_shlyahah_internetu-97470.html
(10) http://tyzhden.ua/News/42635
Комментарий Фонда "Сначала Люди": С одной стороны, смешно наблюдать за тем, как политики, юристы, судьи и милиционеры безуспешно пытаются остановить прогресс. Может, чиновники наивно полагают, что способны даже Интернет подчинить собственной воле? Но это утопия! Всевозможные запреты, преследования и судебные процессы могут лишь временно замедлить процесс. Новейшая история доказывает, что государственное давление лишь провоцирует активизацию общественного движения за свободу в Интернете – на месте одной «отрубленной головы» появляются сотни, а то и тысячи новых.
В Иране правительство пыталось разработать собственную Интернет-сеть, которая бы заменила мировую. Власть запустила систему на ограниченной территории, но миллионы пользователей просто ее проигнорировали, а «благодаря» усилиям хакеров система не продержалась и недели.
Правительство Китая попыталось ввести запрет на слово "демократия" и прекращало существование всех Интернет-ресурсов, употреблявших это слово. Хакеры даже не считали нужным бороться с правительственными брандмауэрами. Они просто изменили слово на другое, которое власть не смогла бы нейтрализовать, не заблокировав всю систему.
К сожалению, политики со своими устаревшими представлениями о мире не осознают возможностей современных средств коммуникации. Всемирную сеть остановить невозможно хотя бы потому, что ее пользователи всегда на десять шагов впереди тех, кто пытается им помешать.
Цитата недели:
Слишком многие ждут от демократии чуда, в то время как наибольшее чудо – это просто ее иметь.
Вальтер Винчел
Американский газетный и радио комментатор