17 февраля 2012 г. компания «Лига-Нова» – крупнейший отечественный мебельный трейдер – на ежегодном всеукраинском собрании региональных представительств подведет итоги 2011 г.
Чем грозит 2-я волна кризиса?
По данным исследований «Лига-Нова» в 2011 г. общий рост мебельного рынка Украины в денежном выражении по сравнению с 2010 г. составил 13-15%. Наибольший прирост показал рынок жилой мебели. Оживление в этом сегменте началось еще в 2010 г. В 2011 г. многие эксперты всерьез опасались второй волны кризиса, которая могла отбросить мебельный рынок еще дальше (напомним, что в 2009 г. общий спад достигал более 50%). Положительного сальдо смогли достичь компании, имеющие свои филиалы и магазины как в Киеве, так и в регионах. Это обусловлено следующей тенденцией: волны подъема-спада возникают неравномерно в Киеве и регионах. Начнем с 2008 г., когда волна кризиса на мебельном рынке до регионов докатилась позже, чем начался глобальный спад в Киеве. Затем с начала 2010 г. в Киеве постепенно пошло увеличение продаж, что продолжилось весь год и затронуло первую половину 2011 г. А вот в регионах наоборот – наблюдалось затишье. Сейчас вновь синусоида столицы пошла вниз, в то время как региональное улучшение не дает «загрустить» тем мебельщикам, которые имеют сетевую региональную структуру. Киев быстрее реагирует на внешние изменения, в то время как до регионов волны «докатываются» чуть позже.
Каковы тенденции развития рынка мебели в 2012 г.?
Как известно, продажи жилой мебели напрямую зависят от ситуации на строительном рынке. И если в Киеве довольно активно достраиваются большинство из замороженных в 2008-2009 гг. объектов жилой недвижимости, то в регионах строительство прекращено практически полностью, хотя многие объекты имеют всю разрешительную документацию и готовы к реализации. Дело в том, что себестоимость строительства в регионах выше, чем рыночная стоимость жилья. Поэтому в регионах, в основном, обновляются устаревшие интерьеры, которые пришли в эксплуатационную негодность.
Следующая характерная тенденция – украинские производители жилой мебели имеют карт-бланш из-за новых таможенных правил. И хотя качество производимой мебели еще не всегда дотягивает до итальянских образцов, но оно значительно лучше, чем у китайской мебели.
Кстати, по этой же причине нечего ожидать засилья китайской мебели, т.к. таможенные расходы автоматически переводят дешевый китайский товар в категорию «средний», а иногда и «средний+». Но при этом качество этой мебели автоматически не повышается! Поэтому потребитель всегда «проголосует» своими покупками за более качественный отечественный товар, который, к тому же, не придется ждать полгода.
Основная тенденция у производителей жилой мебели: возврат к розничным продажам. Крупные производители еще с 2006-2007 гг. отказывать от собственных розничных сетей в пользу продажи франшиз, дилеров, крупных оптовиков. Сейчас ситуация вновь поменялась: производители предлагают оптовые цены розничным покупателям, вновь выйдя на полный цикл «производство-сбыт конечному потребителю». Конечно, не отказываясь при этом и от других каналов сбыта.
Как изменилось потребительское поведение?
То, что производители идут напрямую к конечному потребителю, предлагая серийные образцы по более низким ценам, имеет и еще одно интересное последствие. К огромному сожалению, в нашей стране эра индивидуализированного производства, расцвет которой предрекали еще каких-то 5 лет назад, наступит еще нескоро. А ведь индивидуализация касается в большей степени именно сегмента жилой мебели. И в развитых странах достаточно активно развиваются инновационные технологии, с помощью которых клиент получает именно то, что ему нужно, «товары мечты», которые идеально подходят по всем параметрам. У нас же потребитель предпочтет купить у производителя серийную модель, которая может не совсем соответствовать по дизайну, по цвету обивки, но зато быть на 30% дешевле.
В потребительском поведении основная линия остается неизменной уже 2 года: не дешевый товар, а дешевое качество. Обратимся к опыту компании «Лига-Нова»: клиенты отдают предпочтение хромированным каркасам стульев для кухни, которые на 20% дороже, чем окрашенные. Дело в том, что хромированные модели более устойчивы к механическим повреждениям, царапинам, и их продажи почти в 2 р. выше, чем аналогичных стульев с окрашенными каркасами, несмотря на более высокую цену.
Каковы прогнозы на 2012 г.?
Успеха добьются те, кто будет более гибким к потребностям покупателей и забудет о гигантомании («если клиент берет 30 стульев, то мы будем работать, а если только 4 для дома – то нам это не интересно»). А также те, кто максимальные усилия прилагает к оптимизации производства и всех производственных и хозяйственных процессов, чтобы удешевить себестоимость товара, не теряя в качестве.
А вот «рецепт» успешных продаж очень прост и далеко не нов: 1. знать потребности своего покупателя, его настроения; 2. знать рынок и конкурентов, своевременно реагировать на изменения, а лучше их предугадывать и готовиться заранее; 3. пытаться удержать каждого потенциального покупателя, помня, что деньги у клиентов не в кошельке, а в голове.