Предусмотренная в Законе «О доступе к публичной
информации» возможность присвоения любой информации грифа «Для служебного
пользования» фактически делает Закон нееффективным, - заявила юрист компании
«Алексеев, Боярчуков и партнеры» Наталия Рачок.
По ее словам, в документе четко не прописаны правила и
условия применения «служебного» грифа, что приведет к тому, что «неудобная» для
разглашения информация будет признаваться «служебной».
«Фактически чиновник может присвоить такой гриф любой
информации — считает Н.Рачок, – за грифом «ДСП» (для служебного пользования) можно
утаить даже не полный документ, а лишь несколько наиболее важных моментов. Конечно,
за неоправданное присвовение «служебного» грифа ответственное лицо понесет
наказание в виде штрафа до 820 гривен. Но такая скромная фискальная мера вряд
ли удержит чиновника от желания «прикрыть» ту или иную информацию. Кроме того,
пока общественность будет разбираться – почему был присвоен гриф «ДСП» и было ли
это сделано целесообразно, запрос может в принципе потерять актуальность».
По мнению юриста, необходимо более четко прописать
в Законе критерии класификации информации для того, чтобы чиновники не могли
этого делать по собственному усмотрению. Тогда Закон сможет заработать в полную
силу. Пока же он останется законодательной «отпиской», которую Украина
продемонстрировала перед мировым демократическим сообществом.
«Однако, многое также зависит и от усилий
общественности, в особенности СМИ. Если граждане и медиа будут непреклонны,
настойчивы в своих запросах, должностным лицам будет крайне сложно утаивать
информацию даже под грифом «ДСП». Важно, чтобы ни журналисты, ни рядовые
граждане не останавливались перед своевольными чиновниками и «служебными» грифами.
Чтобы чиновничий аппарат не захватил инициативу, необходимо всю прикрытую
тайными грифами информацию извлекать на свет через суды», - отметила Н.Рачок.
Она также добавила, что Закон «О доступе к публичной информации» провозглашает, что ограниченому доступу
подлежит только информация, а не документ в целом. Тот есть, если в документе
есть информация с ограниченным доступом, для публичного ознакомления может быть
проедоставлена часть, доступ к которой не ограничен. Однако, размытые формулировки
в действующей редакции ставят под сомнение и эту норму.
«В Законе есть противоречащие статьи. Например, в
одной предусмотрено, что документы, которые содержат служебную информацию,
получают гриф «Для служебного пользования», а это означает что общественность уже
не сможет получить хотя бы часть информации из них», - подчеркнула Н.Рачок.
Между тем, отметила юрист, в Законе указано, что доступ к
информации с грифом «ДСП» все же можно получить в соответствии с частью 2
статьи 6 этого Закона. Но, почитав указанную статью, можно прийти к выводу, что
на самом деле механизмов и инструкций по реализации доступа к ограниченной
информации нет.
Закон
Украины «О доступе к публичной информации» вступил в силу 9 мая 2011 года. Данный Закон регулирует вопросы доступа и распространения
публичной информации. Каждый гражданин Украины, согласно Закону, получил право подать
запрос в устном, письменном или электронном виде в органы власти, которые
обязаны в течении пяти дней предоставить ответ.