- Академия Туризма в Анталии сегодня активно сотрудничает с учебными заведениями Европы и Америки. А как появилась сама идея установления международных отношений?
- Наша деятельность с каждым годом расширяется, поэтому международное сотрудничество – вполне логичное продолжение нашей работы. Чтобы дать качественное, востребованное во всем мире образование, в частности в сфере туризма и гостеприимства, нужно проанализировать, как учат этому в других странах, получить определенный опыт в данном направлении.
Безусловно, Турция занимает передовые позиции в современном туризме, является одной из лидирующих стран в сфере гостеприимства. Но родоначальники этого направления, так скажем, законодатели моды, находятся в Америке и Европе. И мы просто обязаны были обратиться к первоисточникам, чтобы сопоставить с тем, чего уже достигли.
- Куда вы обратились в первую очередь?
- Почувствовав некий недостаток конкретных академических знаний в тех программах, которые мы рассматривали первоначально (программы российских и турецких вузов), мы обратились к истокам классического образования. А это, естественно, Англия. Но нужно сказать, что такому обращению предшествовал долгий путь: проанализировав российские программы и не найдя там ничего интересного, мы обратились к турецким. Оказалось, что турецкие программы более практичные, полезные, но в них не хватало академической, научной части. В результате мы выбрали Конфедерацию туризма и гостиничного бизнеса Великобритании (Confederation of Tourism and Hospitality).
- Как отнеслись англичане к предложению о сотрудничестве между учебными заведениями?
- С большим интересом – здесь не было никаких преград. Сразу приехали к нам, в Анталию, побывали в нашем учебном заведении (тогда оно располагалось еще в другом здании), ознакомились с образовательным процессом. Переговоры прошли успешно, идея о сотрудничестве им очень понравилась, так как они были тоже заинтересованы в распространении своих программ за рубежом.
Но поработав с англичанами три года, мы увидели некоторые недостатки в учебных программах, точнее их недоработанность – несоответствие самой программы конкретному модулю. В чем это выражалось? В отсутствии методических разработок по каждому модулю, в результате чего студенту необходимо было переворошить кучу учебников, чтобы найти ответы на какие-то вопросы – носителю языка это трудно сделать, а неносителю тем более.
Органичное сочетание контента материала, образовательных программ и непосредственно методических пособий, разработанных специально по запросу работодателей, мы нашли у американцев. Так началось и продолжается в настоящее время наше сотрудничество с Образовательным Институтом Ассоциации отелей США (EI-AH&LA), имеющим более 100 филиалов в разных странах, и мы стали одним из них.
- В чем преимущество американских программ по отношению к английским?
- Американские программы соответствуют запросу работодателей, это дорогого стоит. К сожалению, англичане пока таким подходом похвастаться не могут. Все-таки в Великобритании преобладает классическая академическая школа, у которой, без сомнения, тоже есть право на жизнь. Но американцы в этом смысле более прагматичные и деловые. Их учебные программы включают в себя только то, что необходимо для того, чтобы специалист своими знаниями и умениями приносил пользу предприятию, лишнего ничего нет.
- Что принципиально нового дало сотрудничество с EI-AH&LA?
- Официальное согласие EI-AH&LA на обучение на русском языке по его программам позволило нам открыть русское отделение. Образовательный Институт Ассоциации отелей США – единственный, кто подтвердил готовность работать с нами на русском языке. И мы, со своей стороны, сейчас практически открываем окно в мир всем остальным учебным заведениям с русским языком преподавания, работающим, к примеру, в России или Казахстане.
EI-AH&LA дал нам эксклюзивное право перевести все его программы, учебники, методические материалы на русский язык, сам контролирует этот процесс и печатает переведенные нашими специалистами книги в Америке.
- То есть студенты, обучающиеся на русском отделении по программам EI-AH&LA, по окончании могут сдать экзамены на русском и получить американский диплом?
- Да, конечно, все наши студенты, как английского, так и русского отделения, обучаясь по специальности Hotel Managament («Отельный менеджмент»), получают, кроме диплома специалиста Турецкой Республики, диплом Образовательного Института Ассоциации отелей США, а также сертификаты EI-AH&LA за каждый пройденный модуль. Экзамены проводятся в виде тестирования, в Америке вообще вся система сдачи экзаменов только тестовая. Для студентов русского отделения тесты переводятся на русский язык, печатаются на фирменных бланках, а после заполнения студентами отправляются в США для проверки. В этом и заключается особенность нашего сотрудничества с американским институтом – студенты, обучаясь на русском языке, получают признанный во многих государствах диплом EI-AH&LA. Более того, свыше 100 вузов в разных странах подтверждают эти программы и готовы принять студентов после двух лет обучения в нашем колледже именно по программам EI-AH&LA.
- Кроме Америки, вы сотрудничаете и со Швейцарией?
- Мы развиваем сотрудничество не только в контексте образовательных программ, но и в плане обмена опытом. Как организован процесс преподавания в других учебных заведениях, занимающихся подготовкой специалистов для сферы туризма, каков их принцип работы, оснащение – все это также для нас важно. Выбор Швейцарии вполне закономерен, ведь, как известно, Швейцария – колыбель гостеприимства, и лучшие в мире школы отельного бизнеса находятся именно там. Нам удалось побывать в нескольких университетах, увидеть изнутри швейцарскую модель преподавания гостиничного менеджмента, которая считается эталоном во всем мире. Действительно, в швейцарских «школах-отелях» совершенно иной подход, более креативный, более современный и более практический. Студенты здесь не только учатся, но и все делают сами. На 1 курсе все без исключения проходят курс F&B, сочетая на месте теорию с практикой, то есть они под руководством профессиональных преподавателей составляют меню, закупают продукты, готовят блюда. Студенты оплачивают обучение и при этом, осваивая профессию, выполняют практически всю работу в «школе-отеле», начиная от чистки картофеля и мытья посуды.
Кроме того, ребята развивают свои предпринимательские способности и могут попробовать себя в бизнесе тут же, на территории школы, арендуя, к примеру, помещение для дискотеки или кафе. Естественно, преподаватели и наставники контролируют этот процесс, анализируют, указывают на ошибки, а ребята постигают основы предпринимательства и вместе с тем зарабатывают деньги.
Еще один интересный пример практической направленности обучения – организация и проведение банкетов для поставщиков и потребителей отельных услуг. Такую деятельность поручают студентам 3 курса - они арендуют у школы зал, самостоятельно ищут спонсоров, нанимают работников (как правило, студентов младших курсов), приглашают гостей, готовят программу вечера.
- Выпускники Международного Колледжа Туризма в Анталии теперь могут продолжить обучение и в Швейцарии?
- Да, конечно. После того, как мы ознакомились с системой обучения туризму в лучших школах мира, мы предложили им сотрудничество. И теперь наши студенты могут продолжить обучение в школе IMI в Швейцарии и за 1 год получить диплом бакалавра. Такую возможность готовы предоставить нам еще две швейцарские школы. То есть студенты учатся у нас два года, а в Швейцарии их зачисляют на 3 (последний) курс. Таким образом, семьи сэкономят деньги (ведь не секрет, что стоимость обучения в Швейцарии достаточно высокая), а студенты получат и швейцарский диплом, и распределение на работу. К тому же в последний год обучения студенты проходят оплачиваемую стажировку в Швейцарии (зарплата стажеров около 2500 долларов США в месяц), что позволяет им возвратить какую-то часть денег, инвестированных в учебный процесс.
- Развивая сотрудничество с американскими и швейцарскими университетами, тем не менее, не упускаете из поля зрения и Англию…
- У ребят должен быть выбор: куда пойти учиться после окончания колледжа. Мы активно работаем с университетом Дерби, Великобритания. Кстати, этот университет полностью признает наши турецкие дипломы, то есть выпускник, предоставив диплом не EI-AH&LA, а именно диплом Турецкой Республики, может продолжить образование в университете Дерби в Великобритании и за 1 год стать бакалавром. Причем обучаться он может как дистанционно, находясь у себя дома или у нас, так и стационарно - все зависит от уровня владения английским языком.
Такое же сотрудничество предложил и университет Сандерленд, представитель которого приезжал к нам на Второй Международный Фестиваль Туризма в Анталии. Кроме того, рассматриваются вопросы франчайзинга, открытия на базе нашего учебного заведения бакалавриата университета Сандерленд.
Есть еще одно направление международного сотрудничества, о котором хотелось бы сказать. Мы разработали проект по стажировкам в Турции студентов из России, Украины и других стран СНГ. Это дистанционное обучение по американским программам с получением дипломов и сертификатов EI-AH&LA и последующей оплачиваемой стажировкой в летний сезон в отелях Анталийского побережья. Студент, обучаясь в вузе, к примеру, в России, может без отрыва от основного места учебы получить образование международного уровня, а летом приехать сюда, в Анталию, и пройти стажировку. Во время стажировки студенту бесплатно предоставляется общежитие для персонала отеля и питание, оформляется студенческая виза и официальный вид на жительство.
- Какие у вас планы на будущее?
- На основе нашей одноименной общественной организации – Академии Туризма в Анталии – планируем создать ассоциацию, аналогичную Ассоциации отелей США, членами которой будут вузы Швейцарии, Англии. У нас также надежды и на российский образовательный рынок, и на украинский, в перспективе - проведение совместных семинаров, конференций. Этот проект достаточно обширный: объединяет в себе и образовательный процесс, и международное сотрудничество, и работу в сфере разработки законодательства в области туризма.