В одной из старейших школ Братска №20 в Падуне открылось единственное в Иркутской области общество любителей раритетной техники. Идея школьного учителя технологии Анатолия Соловьева настолько понравилась благотворителям, что менее чем за год работы клуб «Раритет» благодаря их поддержке обзавелся несколькими редкими старыми автомобилями, а также необходимым инструментом для реставрационных работ. Корреспондент газеты побывал у любителей старины и оценил самые необычные образцы техники прошлых лет.
Штаб клуба «Раритет» базируется в тесной и заваленной инструментом комнатке, где безраздельно властвует учитель технологии Анатолий Соловьев. Он настолько увлечен своей идеей создать настоящее сообщество любителей старинной техники, что, кажется, готов жить в своей мастерской. И очевидно его усилия не прошли даром. Всего за несколько месяцев напряженной работы из обычного кружка клуб вырос до общественной организации, в которой ежедневно появляется что-то новое. К примеру, недавно школьники, состоящие в новом обществе, собственноручно разработали сайт клуба. А на днях в реставрационной мастерской установят автоматические ворота. «Поставим ворота - жить станет легче, - рассказывает учитель. - Теперь можно будет завозить в мастерскую старенькие машины для проведения реставрации. Ребята этого очень ждут, каждый день спрашивают, когда будем «Запорожец» чинить».
Автоматические ворота, а также несколько электроинструмент makita на общую сумму 200 тысяч рублей клубу «Раритет» подарила Группа «Илим». «Компании понравилась сама идея ретро-клуба, и то, что в нашем обществе в основном задействованы дети, школьники. Пока официально зарегистрировано 18 ребят, но их будет значительно больше. Все они проводят время здесь, в гараже, приобретают навыки токарной, слесарской работы, учатся обходиться с автомобилями и к тому же узнают нашу историю и развивают эстетический вкус к предметам старины - ретро-автомобилям и другой раритетной технике», - говорит Анатолий Соловьев.
Он рассказал, что на его призыв о помощи откликнулось сразу несколько градообразующих предприятий, а также представители малого и среднего бизнеса. Кто-то выделил небольшую сумму денег для регистрации общественной организации, кто-то - на запчасти. Помогли и с покупкой автомобилей. Сейчас в личном гараже Соловьева их насчитывается 17 штук, большая часть - приобретенные учителем в течение жизни ретро-кары. Среди них такие редкие машины как ГАЗ-М1, ГАЗ-12 ЗИМ, ГАЗ-14 Чайка, ГАЗ-20 Победа, ГАЗ-М72, ГАЗ-21 Волга, ГАЗ-24 Волга, Москвич -400, Виллис 1944года и другие. «Люблю машины, ничего не поделаешь. Сейчас вот глаз горит на «Чайку» за миллион рублей - самый роскошный лимузин в истории отечественного автомобилестроения. Если деньги срочно не раздобыть, машина уйдет из города», - переживает учитель. Помимо старинных авто Анатолий Соловьев готовит к инсталляции целый ворох стареньких радиол и радиоприемников. Редчайшие экземпляры лежат на полках, и на первый взгляд неосведомленному журналисту и невдомек, что это за бесценные вещи. «Вот тот экземпляр упоминается в фильме «Кавказская пленница». А это - самый первый советский радиоприемник. А это - лучшее из радиотехники, что было создано в те времена», - с увлечением и гордостью рассказывает учитель. Хотя хобби для себя и своих учеников Анатолий Соловьев выбрал отнюдь не дешевое, он уверен, что увлечение стариной может с лихвой окупить себя. «Представляете, как престижно для города во время парада Победы прогнать такую машину по главным улицам! А какая гордость для моих мальчишек, которые приложили руку к реставрации. Для них же это будет бесценно!» - считает он. По мнению учителя, клуб вполне может стать достоянием города, своего рода музеем, ведь в Приангарье ничего подобного нет. «Есть небольшие группы коллекционеров, но так, чтобы объединить всех вместе, подключить детей, нет, такого в Иркутской области я не встречал. И если наш клуб станет таким, каким я его себе представляю, он будет большой достопримечательностью Падуна, прекрасным местом, куда можно сходить в выходной день, сводить школьников на экскурсию», - делится он планами.
Учитель убежден, что помимо нематериальных выгод старые авто могут приносить и материальные. Так, ретро-кары можно использовать в качестве такси. Помимо этого автомобили могут участвовать в различных городских и областных мероприятиях, авто-пробегах, выставках, где победителям вручаются достойные денежные призы. Также существует немало программ для подобных клубов, и лучшие из них могут претендовать на гранты.
Но о будущих доходах школьный учитель сейчас думает меньше всего. Клубу критически не хватает места, а городские чиновники пока навстречу не идут. «Нужна хорошая демонстрационная площадка, гараж, просторный и удобный, чтобы в нем собирались как зрители, так и друзья по интересам. Клуб ведь подразумевает общение, обмен опытом. У одного есть лишняя запчасть от «Волги», а у другого - от Чайки». Можно обменяться. Вот в чем принцип. Но в школьном классе клуб не получится, нам нужна своя крыша над головой», - беспокоится Анатолий Александрович.
Говоря о «Раритете», невозможно умолчать о школе. Школа №20 - одна из первых школ в Братске. Она носит имя первостроителя Ивана Наймушина. Когда-то здесь, прямо со школьной скамьи, выпускали отличных токарей, которым сразу же присваивался второй разряд. Здесь по сей день сохранились в рабочем состоянии токарные станки с 1958 года выпуска. Такие машины, говорит Анатолий Соловьев, настоящее чудо, на них можно изготовить настоящий трактор. Со временем практика подготовки токарей в школе ушла, но навыки этой профессии здесь приобретают до сих пор. В школе такие педагоги, как Анатолий Александрович, приучают детей к труду и показывают, что работать токарем или слесарем вовсе не зазорно, а напротив, престижно. Возможно, поэтому большинство мальчишек-выпускников школы поступает в профессиональное училище №63 и прекрасно реализует свои навыки в жизни, имея стабильную работу и хороший достаток. Несколько лет назад школа прославилась на всю страну. Анатолий Соловьев вместе с учениками разработал модель Братской ГЭс масштабом 1 к 400 весом полтонны. Модель загорается огнями, пропускает воду, разве что электричество не вырабатывает. «Нас с учениками тогда даже по НТВ и Пятому каналу показали», - с гордостью вспоминает учитель. Модель ГЭС - далеко не единственное его изобретение. Добрая половина восстановленных экземпляров в школьном музее - дело рук Соловьева и его маленьких помощников. Так, например, на входе в музей красуется модель Братского острога. «А сколько еще всего будет! Мы хотим, чтобы наше поколение помнило, а наши дети знали историю не только из учебников, но и узнавали о ней по реальным фактам из жизни и экспонатам. Чтобы наши дети гордились историческим прошлым нашей страны», - говорит Анатолий Соловьев.