Процедура слияния, как полагают,
пройдет по европейской схеме – компании будут иметь по 48% контрольного
пакета акций во вновь созданном предприятии.
Хотя официально такое
заявление еще не сделано, заявления об этом уже звучат. Аналитики
полагают, что слияние крупнейших производителей тяжелой техники может
быть начато в самое ближайшее время, ведь объективных причин, способных
ему помешать, нет. Заинтересованность в объединении МАЗ и КамАЗ со
стороны Беларуси проявляет правительство (напомним – контрольный пакет
акций МАЗ находится в собственности государства), со стороны России –
Ростехнологии. И руководство обеих компаний полагает, что, объединив
усилия, можно более эффективно продвигать продукцию на мировом рынке.
Эксперты
прогнозируют и увеличение заинтересованности иностранных инвесторов в
случае слияния автогигантов. Совместная деятельность МАЗ и КамАЗ снизит
вероятность банкротства каждого предприятия по отдельности, значит,
уменьшится риск потерять инвестиции.
При этом представители
руководств автогигантов заявляют, что грядущее объединение – это не
поглощение одной компании другой, а долгосрочное взаимовыгодное
сотрудничество. Ни о каком «устранении конкурента» не может быть и речи,
ведь предприятия работают в смежных сегментах рынка. КамАЗ
специализируется на выпуске шасси для тяжелых грузовиков. На
предприятиях МАЗ, помимо этого, производятся автобусы, а также другая
автотехника.
Ведущий аналитик компании «Русбизнесавто» Никита
Сергеевич Снегов, являющейся официальным представителем Минского
Автомобильного Завода в России, считает, что объединение пойдет на
пользу не только производителям, но и покупателям тяжелых грузовиков.
«Мы должны понимать, что предприятия – это не только цеха, станки и
рабочие», - говорит он: «Важную роль в деятельности любого производителя
автомобилей играет и собственная научная база, а также развитая
вторичная инфраструктура. Обмен технологиями может дать многое как МАЗу,
так и КамАЗу – у каждой компании есть свои уникальные наработки. Их
совмещение поможет создать конкурентоспособный автомобиль европейского
уровня, который заинтересует отечественного и иностранного покупателя».
По
мнению Никиты Сергеевича, если объединение не начнется в ближайшие
несколько лет, то позиции российских и белорусских производителей
тяжелой техники могут существенно просесть. Уже сейчас они с трудом
выдерживают конкуренцию с европейскими и, особенно, азиатскими
компаниями на внутренних рынках союзных государств. С экспортом дело
обстоит еще сложнее. Укрупнение же поможет преодолеть трудности.
Пока
главную трудность при объединении эксперты видят в создании
управляющего органа холдинга. Этим должна заняться специальная компания,
которой придется учитывать интересы каждого предприятия. Пока же
руководство российского и белорусского авто производителя в планах
«тянет одеяло на себя», видя друг в друге не партнера, а только
дополнительную сборочную площадку, позволяющую укрупнить собственную
производственную мощь.