20 ноября 2010 года в книжном клубе «Читай-город» (ТЦ Deam Town) состоялась презентация новой книги Наталии Семенченко «Образование в Украине». Это уже второй пример качественной публицистики, вышедшей из-под пера данного автора. Первая книга - «Охота на правду», посвященная истории становления украинской государственности, политическому и экономическому развитию нашей страны и ее сегодняшнему дню, очень быстро нашла своего читателя, и приобрела популярность как на родине, так и в соседней России. Во многом причиной такого широкого признания, по свидетельству читательской аудитории и специалистов, стала актуальность выбранной темы и непредвзятый подход к ее исследованию и изложению. В книге «Образование в Украине» Наталия Семенченко, говоря образно, уже шла по проторенному пути. Поэтому и результат получился ожидаемым: обилие актуальной, интересной информации, представленной в легкой и доступной форме.
Презентацию Наталия Семенченко начала с признания. «После выхода книги мне не раз задавали вопросы относительно достоверности представленной в ней информации. Некоторые читатели даже пытались оспаривать какие-то моменты. Хочу сразу расставить все точки над «і». Информация, которую вы найдете в книге, полностью достоверна. Здесь нет никаких домыслов, каждая фраза имеет документальное подтверждение. Прежде чем приступить к работе над книгой, я проштудировала немало архивных документов и пообщалась с внушительным количеством представителей сферы образования, как отечественных, так и зарубежных. При этом стараюсь не давить на читателя «авторитетом» и не навязываю ему чью бы то ни было точку зрения, а предоставляю возможность делать свои выводы из прочитанного. Главная идея, которую я пыталась донести посредством этой книги, заключается в следующем. Поскольку мы с вами живем в эпоху перемен, то, на мой взгляд, весьма важно располагать максимально полной информацией – если не для достижения значительного прогресса в той или иной области, то хотя бы для того, чтобы не повторять ошибки предыдущих поколений». В то же время автор призналась, что попытки рассматривать ее труд под разными углами ее только радуют, поскольку это свидетельствует о том, что украинцам небезразличны судьба их страны и проблемы, с которыми она сталкивается. «Мне приятно, что находятся люди, готовые искать спорные моменты в моих книгах – это говорит о том, что они не просто пролистали их, а вникали в детали, пропускали информацию через себя, другими словами, работали с текстом, что очень важно».
Наталия Семенченко вкратце рассказала об основных моментах, вошедших в данную книгу. Памятуя старую истину о том, что без знания прошлого не может быть будущего, автор начала свою работу с экскурса в историю образовательной системы как таковой. В книге также рассказывается об истоках возникновения в нашей стране балльной системы оценивания знаний (оказывается, до 1935 года в СССР вообще существовала словесная система оценивания), о предпосылках введения 12-балльной системы и о результатах такого преобразования, одним из которых стало общее снижение успеваемости из-за слишком размытых критериев выставления оценок. Для сравнения в книге представлена информация об основных системах оценивания, используемых в мировой практике, благодаря которой читатель может сравнить их преимущества и недостатки и сделать свои выводы.
Наталия Семенченко отметила, что современная украинская система образования после развала СССР утратила многие важные ориентиры, которые раньше воспитывались с детства, в том числе уважение к педагогу и просто к авторитету старших, патриотизм и гражданственность . «В современной школе последнее слово остается не за учителем, а за учеником, уверена Наталия Семенченко. - Поэтому я большое внимание в своей книге уделяю вопросу введения ювенальной юстиции, объясняю причины ее введения в других странах и результаты такого шага и пытаюсь проанализировать его последствия здесь. Когда мы говорим о защите ребенка, мы также должны говорить и о защите преподавателя». По мнению Наталии Семенченко, многие проблемы украинского образования и его общий деструктивный настрой – результат скоропалительных внедрений зарубежных практик или собственных идей, не подкрепленных какими-либо доказательствами их целесообразности. Яркий пример – Болонская декларация. При всех ее преимуществах, по мнению автора, отказ в одночасье от всех многолетних наработок в пользу чужого опыта – по меньшей мере странная позиция. Более того, большинство ведущих университетов Европы не спешат внедрять различные нововведения, скептически относятся к болонской системе и в ведущих российских вузах. Выражая общую мысль многих представителей украинской образовательной системы, автор подчеркивает, что преобразования украинскому образованию необходимы. Вопрос в том, какие и как их внедрять? Этой спорной теме в книге Наталии Семенченко отведено немало страниц.
Отдельные разделы «Образования в Украине» посвящены темам профессионально-технического обучения в Украине и, немало сказано о развитии науки (которая сегодня находится в критическом состоянии, не имея необходимой государственной поддержки). Рассматриваются последствия реформаторских измененй за 20-ти летний период, и в первую очередь процессы активная «гуманитаризация» о образования в начале девяностых годов прошлого века. Много страниц посвящено плюсам и минусам частного образования..
Вопросы, которые Наталия Семенченко затронула в своей книге и непосредственно на презентации, вызвали живой отклик у присутствующих, в результате чего между автором и аудиторией завязалась активная дискуссия. Презентация закончилась автограф-сессией Наталии Семенченко, кроме того, всем присутствующим на презентации были вручены сборники афоризмов и веселых историй об образовании от Наталии Семенченко.