6
июля в Киеве состоялась публичная дискуссия «Зачем готовить нефинансовые
отчеты: мнение компаний в Украине», организованная Центром «Развитие
корпоративной социальной ответственности», во время которой была презентована
инициатива Readers’ Choice Award - «Лучший отчет по КСО по мнению читателей».
Есть
известная поговорка «что измеряется, то делается», и если компания говорит о
своей корпоративной социальной ответственности, то первый вопрос, возникающий к ней, – готовит ли она нефинансовый отчет? В
Украине пока лишь 8,3% компаний публикуют отдельный нефинансовый отчет, еще
13,2% показывают эко-социальные показатели в регулярном финансовом отчете. В то же время, все большее количество компаний в мире готовят нефинансовые
отчеты: если в 1992 году таких отчетов было около 100, то в 2008 – более 3
тысяч[2], и в
скором времени – станет еще больше. В Южной Африке с 1 июня 2010 года все 450
компаний, акции которых котируются на бирже, должны подать интегрированный
(совместный нефинансовый и финансовый) отчет или пояснение в своем финансовом
отчете, почему они это не сделали.
В
дискуссии приняли участие представители ведущих компаний Украины:
Ernst&Young, «Астелит», ВОЛЯ, «Бритиш
Американ Тобакко», «Оболонь», ДТЕК, Intel, которые рассказали о своем опыте подготовки
отчета. Пока в Украине существует лишь 4 компании (СКМ, ДТЕК, Метинвест и
Оболонь), готовящие отчеты по комплексной системе
GRI[3],
другие компании – используют иные формы - АA1000, Глобальный Договор ООН.
Участник
дискуссии Алексей Яцюк, компания
«Оболонь», отметил: «Первый отчет мы
готовили по наиболее сложной системе GRI, поскольку сразу поставили
максимальную цель. GRI - это
реальный механизм, используя который компания может четко диагностировать свою ситуацию: как обстоят дела с социальной
ответственностью, что нужно изменить. В результате подготовки первого отчета мы
провели ряд мероприятий, которые существенно улучшили КСО деятельность компании».
Компания
«Бритиш Американ Тобакко Украина» готовит отчеты по форме АA1000. Обосновывая такой выбор Елена Тищенко отметила: «Стандарт делает упор на процесс, результатом
которого и должен стать отчет, поскольку АА1000 устанавливает формализированный
диалог со стейкхолдерами».
Одним
из наиболее важных вопросов при подготовке отчета является правильное
определение целевой аудитории, потенциальных читателей. Виктория Гриб, компания ДТЕК, рассказала: «Существующие на мировом
рынке тенденции подвели нас к пониманию того, что отчет – это визитная карточка
сильной, успешной и устойчивой компании. Для ДТЕК отчет - прежде всего
инструмент общения со стейкхолдерами как внутри компании, так и во внешних
коммуникациях».
Для
большинства компаний главными читателями отчета, в первую очередь, являются
собственные сотрудники. Алина Сигда,
компания ВОЛЯ, отметила: «Мы
выбирали целевую аудиторию, исходя из текущих бизнес-задач компании. Наш
ключевой интерес – это сотрудники, до которых очень важно донести как
стандарты, так и принципы ведения бизнеса».
Александра Состина, компания «Астелит» (оператор life:) заметила: «По
результатам проведенного репутационного аудита, уровень социальной
ответственности компании не настолько важен для B2C, как для B2B рынка. Наших
потребителей больше волнует тарифная политика, чем социальные инициативы
компании. Для life:) отчет стал свого рода заменой ежегодного корпоративного
издания, в котором содержится информация об основных фактах внутри компании и о социальной деятельности».
Также,
многие представители компаний отмечали, что выпущенные отчеты играли важную
роль при общении с международными партнерами и заключении новых контрактов.
Представители
компаний поделились уроками, которые они извлекли при подготовке отчетов. Татьяна Нанаева, компания Intel
заметила: «Важно содержание отчета,
поскольку мы поняли, что фокусируясь только на Украине, мы значительно сужаем
информирование читателей о том, что еще происходит в компании. Международный фокус отчета расширяет возможности
сотрудничества с партнерами, и помогает каждому департаменту увидеть целостную
масштабную картину».
Несмотря
на увеличение количества выпущенных нефинансовых отчетов, их качество остается
не очень высоким. Виктор Коваленко,
компания «Ernst&Young», отметил
ключевые моменты, на которые компаниям нужно обратить внимание: «В первую очередь, отчет должен легко
читаться и быть систематизированным. В одном отчете невозможно представить всю
деятельность компании, необходимо сфокусироваться на ключевых аспектах. Также многие
отчеты являются несбалансированными. Нужно описывать не только позитивные вещи,
но также и освещать проблемы, с которыми сталкивается компания. Стейкхолдеры
должны видеть, как компания может справиться с возможными вызовами».
Споры
вызвал вопрос о готовности украинских компаний к интегрированной отчетности. Участники дискуссии считают,
что для Украины слишком рано говорить об объединении финансового и нефинансового отчета. К тому же, экономические процессы,
происходящие в нашей стране, не всегда способствуют открытости и прозрачности
компаний.
В
рамках дискуссии была презентована инициатива «Лучший отчет по КСО по мнению
читателей» - Readers’ Choice Award,
целью которой является, с одной стороны, повысить читаемость нефинансовых
отчетов компаний, с другой, промотировать подготовку компаниями более
качественных нефинансовых отчетов. Подготовленные компаниями отчеты в 2008–2010 гг. будут
представлены на сайте www.csrinfo.org.ua,
где любой читатель сможет выбрать лучший отчет путем он-лайн голосования с 10
августа по 10 октября 2010 г. Для обеспечения
достоверности и объективности конкурса будет создано экспертное жюри, в состав
которого будут приглашены представители ведущих медиа, бизнес-школ,
общественных, профсоюзных организаций и финансовых институтов. Победители
номинаций «Лучший отчет по версии экспертного жюри», «Лучший отчет по КСО по
мнению читателей», «Наиболее активный читатель нефинансовых отчетов» будут объявлены 12 октября 2010, в
рамках проведения CSR Marketplace в “Украинском доме”.
«Проводя
Readers’ Choice Award, Центр Развития КСО
хотел бы инициировать подготовку более качественных нефинансовых отчетов и
увеличение количества их читателей. Это принесет
пользу как компаниям, так и потребителям, поскольку от внедрения политики
корпоративной социальной ответственности выигрывают все», -
утверждает Марина Сапрыкина, Центр
Развития КСО.
***
Среди
участников мероприятия был проведен экспресс-опрос. Результаты:
- 86%
признали тему «нефинансовые отчеты» актуальной для Украины;
- 55%
участников читали нефинансовые отчеты нескольких компаний;
- лучшими
нефинансовыми отчетами были признаны отчеты ДТЕК, СКМ, ВОЛЯ, Ernst&Young;
- 73% поддержали инициативу Readers’ Choice Award;
- 70% участников признали
своевременность подготовки интегрированного отчета компаниями Украины;
- компаниям при подготовке отчетов нужно избавиться от
«налета рекламности»; подтверждать достоверность изложенных фактов, лучше
мониторить и оценивать проекты, а СМИ – больше освещать нефинансовые отчеты.