В шестой главе отчете рассматривается сегмент экспресс-кредитов,
приводится оценка объемов и темпов роста рынка, анализируется конкурентная
ситуация на рынке, а также основные тенденции и событии 2009-начала 2010гг.
В 2008-2009 гг. рынок товарного экспресс-кредитования, как и рынок
потребительского кредитования в целом, подвергся влиянию финансового кризиса.
По данным портала Realtypress.ru, за время кризиса общий объем кредитов в
розничных торговых сетях сократился более чем на 30%, до 60 млрд. рублей.
Как отмечают представители торговых сетей и банкиры, объемы экспресс-кредитования начали резко
сокращаться в четвертом квартале 2008 года.
По данным розничных сетей, к концу 2008 года общий объем их продаж
в кредит, не превышал 15-20%, в то время как до кризиса у некоторых сетей он
достигал 50%. Лидерами по доле продаж в
кредит среди розничных сетей являлись такие торговые сети, как
"М-Видео", "Эльдорадо", "МИР" и др. Среднегодовой
уровень продаж в кредит составлял почти 28% от общих объёмов продаж.
Сейчас рынок потребительских
экспресс-кредитов постепенно восстанавливается. Доля кредитных продаж в
магазинах "М. видео" в 2009
г., по данным компании, составила 15%, а в этом году
вырастет до 20%. Продажи в кредит заметно выросли по сравнению с прошлым годом
и продолжают уверенно расти, соглашается представитель IKEA. "Техносила"
ожидает возвращения объема потребительского кредитования на докризисный уровень
во втором полугодии. Средняя сумма кредита в сети — 16 900 руб. — приближается
к докризисным 17 400 руб. В "Эльдорадо" доля продаж в кредит в 2008 г. составляла 30%, отмечает
PR-директор Сергей Соколов. В прошлом году она упала почти вдвое — до 16%, а в
этом подросла до 20%. Средний чек, примерно 17 000 руб., по его словам, не
снижался даже в кризис, ведь в кредит покупают в основном крупную бытовую и
другую дорогостоящую технику.
В настоящее время реальная стоимость
экспресс-кредитов начинается от 30-40% годовых. По некоторым оценкам, это почти
вдвое меньше, чем стоимость кризисных продуктов банков.
За кризисный 2009 год на рынке кредитования в торговых сетях
(POS-кредитования) значительным образом изменилась расстановка сил. Согласно
данным консалтинговой компании Frank Research Group, по состоянию на конец 3
квартала с долей рынка в 24,2% новым
лидером в данном сегменте стал "ХКФ банк". Год назад, по итогам
докризисного третьего квартала 2008 года, банк был вторым (21,5%). У
занимавшего первое место "Русского стандарта" доля за год сократилась
с 25,6% до 20,1%.
По итогам третьего квартала 2009 года тройку лидеров на рынке
POS-кредитования замыкает "Альфа-банк" с долей рынка 13,9%, за ним
идут ОТП банк (12,8%) и "Русфинанс банк" (8,5%). Общий объем рынка
POS-кредитования составляет сейчас, по оценкам Frank Research Group, 106 млрд
рублей.
По данным банка «Хоум Кредит» за первое полугодие 2009г., теперь
тройка лидеров на рынке банковского экспресс-кредитования выглядит следующим
образом. Первое место - у ХКФ Банка
с долей рынка в 44 процента (27,1 миллиарда рублей). На втором месте оказался ОТП-банк - его доля в
общем портфеле займов достигла 14,5 процента (9,1 миллиарда рублей), а на
третьем - Русфинансбанк,
чья доля составляет 12,1 процента (7,4 миллиарда рублей).
По оценке банка Русский Стандарт в 2009г. 33% рынка
экспресс-кредитования занимает Хоум Кредит. Примерно одинаковые доли занимают
Русский Стандарт и Альфа-банк – 16% и 15% соответственно. 14% приходится на
ОТП-банк.
Универсальные банки начинают выдавать потребительские
кредиты без справок о доходах заемщика под 25-30% годовых. Раньше в этой нише
работали только специализирующиеся на экспресс-кредитовании
банки, чьи ставки по подобным кредитам составляют 40-100% годовых. Так как
кредиты наличными в отличие от других видов кредитов пользуются устойчивым
спросом, универсальные банки, которым необходим рост кредитования,
готовы идти на новые для себя риски.
Вслед за Банком Москвы, в феврале
отказавшимся от обязательного подтверждения доходов по кредитам наличными,
продвигать аналогичные программы с апреля начали еще три универсальных банка.
Реальная стоимость кредитов, выдаваемых в торговых сетях,
практически сравнялась с заявляемыми банками ставками. Максимальная разница
между этими показателями не превышает сейчас 10 процентных пунктов (п. п.),
притом что в 2007 году, когда ЦБ обязал банки раскрывать эффективную процентную
ставку, она составляла почти 70 пунктов. В приближении обозначаемых банками
ставок к реальной стоимости кредитов решающую роль сыграли Роспотребнадзор и
Генпрокуратура, отмечают эксперты.