Обеспокоенность вызывают:
- пиковые нагрузки по выплатам по ОВГЗ на апрель 2010 года (по разным оценкам) от 6 до 8 млрд. грн.;
- накопление задолженности по возмещению НДС в сумме минимум 25 млрд. грн. и отсутствие действенных механизмов по сокращению такой задолженности;
- необходимость оплаты поставок российского газа и продолжение субсидирования НАК «Нафтогаз Украины» в суммах, которые превышают плановые показатели;
- большой дефицит средств в пенсионном фонде, который в текущий момент превышает отметку 22 млрд. грн.
Последние несколько месяцев Украина жила за счет золотовалютных резервов НБУ. Однако систематическое удовлетворение потребностей государства в финансах за счет ЗВР возможно лишь в краткосрочной перспективе. Период политической нестабильности и децентрализации власти в Украине закончен, и ситуация требует от правительства принятия важных, но не популярных решений, основная масса которых должна быть направлена на систему оздоровления государственных финансов.
По мнению аналитической службы РА «Эксперт-Рейтинг», правительству Украины в ближайшем будущем предстоит:
1. Сознательно пойти на реструктуризацию выплат по облигациям внутреннего государственного займа. Нельзя по сценарию 1998 года продолжать строительство финансовой «пирамиды» по ОВГЗ. Чем дольше правительство будет откладывать процесс реструктуризации, тем сильнее технический дефолт в последствии ударит по экономике и по социальной сфере страны.
2. Урегулировать ценовой вопрос по поставкам газа с Москвой, добившись существенного снижения стоимости газа минимум на 70–80 долл. США за 1000 куб. м. Одновременно начать реформу газового сектора, постепенно сокращая субсидирование потребления российских энергоносителей.
3. Пойти на временный пересмотр системы социальных выплат и стандартов, по крайней мере, на период кризиса. Несмотря на то, что непопулярная мера может негативно влиять на доверие населения к исполнительной власти, она должна обеспечить сокращение расходов и уменьшение дефицита государственного бюджета в 2010 году.
4. Полностью восстановить отношения с МВФ и возобновить кредитование страны, соблюдая рекомендации уважаемой международной организации. Эффект от восстановления двухстороннего диалога должен состоять не только в получении финансирования, но и в открытии доступа к кредитам ЕБРР, Мирового Банка, ЕИБ, а также в повышении доверия к экономике Украины со стороны иностранных инвесторов.
Воспринимая текущую ситуацию в Украине, следует учитывать, что за 2009 год ВВП Украины упал на 15%, а это объективный фактор снижения налоговой базы, от которой зависят доходы государственного бюджета. В данной ситуации повышать налоги — означает углублять рецессию. Поэтому правительство будет вынужденно отходить от идеи изменения ставок, либо повышать дисциплину налогоплательщиков, либо искать неналоговые источники устранения дефицита государственных финансов. К таким источникам относятся внутренние и внешние займы и поступления от приватизации. РА «Эксперт-Рейтинг» с пессимизмом оценивает возможность оперативного устранения дефицита государственных финансов за счет приватизации, поскольку такие операции обычно требуют длительной подготовки и дают эффект лишь спустя какое-то время. Единственными реальными источниками устранения дефицита бюджета остаются:
- сокращение расходов бюджета;
- пролонгация старых заимствований;
- осуществление новых займов.
В текущей ситуации правительству следует применять комбинацию из всех трех источников, используя их с разным уровнем интенсивности, с тем, чтобы не нарушить социально-экономический баланс в стране. Проще говоря, бюджетные расходы должны быть сокращены таким образом, чтобы не вызвать социальных потрясений и сокращения платежеспособного спроса со стороны населения. Технический дефолт и последующая реструктуризация по ОВГЗ должна быть построена по сценарию, который не будет ограничивать ликвидность банковской системы. Осуществление новых займов лучше проводить не на рыночных условиях, а по договоренности с МВФ, который в состоянии предоставить наиболее дешевый и длинный финансовый ресурс.
Несмотря на наличие явных признаков оживления в экономике США, из-за слабости экономик стран ЕС, скорее всего Украина в 2010 году будет восстанавливаться очень медленно. Прогнозируемый международными организациями прирост ВВП на 3% в нынешних условиях фактически принесет нулевой эффект для налоговой базы.
Вместе с тем правительство Украины должно приложить максимум усилий для того, чтобы реструктуризация на рынке ОВГЗ не выглядела спонтанной, а была предсказуемой и не повторяла эффект неожиданности технического дефолта 1998–1999 годов. РА «Эксперт-Рейтинг» выражает уверенность, что при наличии у нынешней правительственной команды опыта по реструктуризации долгов государства почти 10-ти летней давности и политической воли МВФ по продолжению сотрудничества с Украиной, экономического коллапса удастся избежать, но отвратительное состояние системы госфинансов было и остается серьезным препятствием для финансовой стабильности и восстановления национальной экономики.
Аналитическая служба РА «Эксперт-Рейтинг»