Одним из ключевых кризисных трендов клинингового рынка стало снижение тарифов и заработных плат технического персонала. Опыт соседней Польши, где в кризис после вступления в ЕС произошло то же самое, показывает, что к прежним тарифам рынок может вернуться очень нескоро. Клиенты, которые в кризис оптимизировали затраты и работают по сниженным тарифам, уже вряд ли вернутся к прежним схемам работы и расценкам. Потому сегодня клининговые и сервисные компании вынуждены искать другие способы оптимизации расходов и сохранения рентабельности.
«Помимо
всех антикризисных мер, мы решили пойти на один глобальный шаг – увеличить
уставной фонд компании, - рассказывает об опыте выживания в кризис Виталий
Опанасюк, генеральный директор ООО «Импел Гриффин», - теперь он составляет 7,8
млн. гривен, против 3,5 млн., которые были раньше».
Как
объяснили в «Импел Гриффин», такие действия обоснованы несколькими факторами.
Во-первых, теперь профессиональная деятельность компании застрахована еще на
большую сумму, как следствие клиентам предлагается больше гарантий. Во-вторых,
это позволило повысить ликвидность бизнеса,
что немаловажно в такой сложный экономический период. Когда компания имеет
такой высокий уставной фонд, причем наличными, а не оборудованием или какими-то
ноу-хау, ей гораздо проще обратиться к банку за краткосрочным кредитом или
эмитировать ценные бумаги.
«Серьезная
стагнации на рынке клининга и сервиса для недвижимости прекратиться лишь тогда,
когда из кризиса начнут выходить банки, девелоперы и строители, я не думаю, что
это случится раньше середины 2011 года, - прогнозирует Виталий Опанасюк, - повышения
тарифов, а точнее их возвращения к прежнему уровню нам вообще ожидать не стоит.
Потому уже сегодня мы принимаем меры, такие как увеличение уставного фонда и
повышение ликвидности компании, развитие технологий и внедрение ноу-хау».