С просьбами делить заводские
короба при продаже часто обращаются контрагенты компании «Мила» - оптового
поставщика обуви в Уральский федеральный округ. Такие же пожелания постоянно
раздаются на различных профессиональных форумах. Заводской короб, как правило,
содержит 10-12 пар обуви – по две пары каждого размера. Контрагенты, которые
обращаются с просьбой продать половину короба, обычно объясняют это тем, что
оборотных средств не хватает, а ассортимент хочется иметь. Считается, что
большое наличие моделей на полках магазина обеспечит успешный бизнес.
По мнению Управляющего компании
«Мила» Александра Бородина, ассортимент - одна из составляющих успешного
бизнеса, но без учета других составляющих желаемого результата не достигнуть.
Неоднократно приходилось наблюдать забитые полки магазина и при этом слышать
жалобы на плохую торговлю.
Если предположить, что
ассортимент подобран удачно, то причиной неважной торговли может быть
отсутствие товарного запаса по размерам. Хороших моделей много, а подобрать
понравившуюся покупателю не удается.
Практика показывает, что полный
размерный ряд (6 размеров) продается быстро, пока количество размеров в ряду не
сократится до 4-х. Далее темп продаж резко падает, и чем меньше остается
размеров в ряду, тем медленнее идут продажи. Все предприниматели знакомы с
ситуацией продажи последней пары. Для проверки этой тенденции любому
представителю розницы достаточно проанализировать свои складские остатки.
По расчетам Александра
Бородина, купив полкороба (6 пар), предприниматель достаточно быстро и надолго
остается с четырьмя парами неликвидов. То же самое происходит, когда
приобретается короб (12 пар). Также быстро в остатках оказываются 4 пары.
Разница между двумя этими ситуациями только в том, что в первой - продано 2
пары (возвращено 33% вложенных средств), а во второй - 8 пар (возвращено 66%
вложенных средств). Очевидно, что оборачиваемость во втором примере в два раза
выше, чем в первом. А с каждого оборота
средств предприниматель имеет прибыль в виде торговой наценки. Поэтому работа с
коробом более эффективна, чем работа с полукоробом.
Предприниматели, берущие товар
полукоробами из-за нехватки оборотных средств, не осознают, что сами загоняют
себя в ловушку. Если средств недостаточно,
эффективный бизнес возможен только
при их высокой оборачиваемости, которую
обеспечивает работа с коробами. При низких оборотах бизнес обречен: все
заработанное уходит на аренду, зарплату
и налоги. Таким образом, по убеждению Александра Бородина, работа с
полукоробами ухудшает показатели розничного бизнеса и может довести
предпринимателя до разорения.