Круглый стол в Союзе
Юристов Москвы 21.01.2010г.
в 13.00 на тему:
«Введение
института частичной дееспособности в
России:
обсуждение теоретических и
практических проблем»
Актуальность проблемы:
Существующий в российской
правовой системе институт недееспособности
опирается на устаревшую советскую
концепцию «все или ничего»: либо полная
дееспособность, либо полная недееспособность.
В случае признания гражданина
недееспособным он автоматически
утрачивает большинство своих прав,
включая право принимать решения не
только в отношении своего имущества,
но и в отношении лечения, места жительства,
участия в выборах, доступа в суд. Практика
показывает, что в реальности степень
неспособности принимать самостоятельные
решения в силу психического расстройства
проявляется у каждого человека
индивидуально, в связи с чем многие из
тех граждан, кого признают недееспособными,
сохраняют способность принимать решения
в отдельных сферах жизни. В ряде случаев
для эффективного решения тех или иных
вопросов повседневной жизни гражданин
нуждается не столько в том, чтобы эти
вопросы решал за самого гражданина
опекун, а скорее в том, чтобы гражданину
была предоставлена помощь в самостоятельном
принятии решений. Между тем, существующая
в России система опеки не предусматривает
таких механизмов.
В результате складывается
ситуация, когда ограничение прав
недееспособных граждан фактически
означает их гражданскую смерть, поскольку
недееспособность не столько усиливает
защиту, сколько приводит к повседневному
нарушению прав лиц, имеющих психические
проблемы. При этом сами недееспособные
граждане не имеют никаких эффективных
средств защиты своих прав, поскольку
закон запрещает им обращаться в суд.
Необходимость реформы института
недееспособности и опеки является не
только пожеланием правозащитных
организаций, но и прямо вытекает из
международных обязательств Российской
Федерации: несоответствие существующей
системы требованиям Европейской
Конвенции по правам человека было
признано Европейским Судом по правам
человека в решении по делу Штукатурова
в 2008 г. В октябре 2009 г. Комитет ООН по
правам человека в своих заключительных
замечаниях относительно периодического
доклада Российской Федерации также
указал на необходимость радикального
пересмотра практики лишения граждан
дееспособности. Такой же подход признан
в ст. 12 Конвенции ООН по правам инвалидов,
подписанной Российской Федерацией.
Планируемая ратификация этой конвенции
приведет к необходимости приведения
института опеки в соответствие с
международными стандартами прав
человека, и, соответственно, к отказу
от института полной недееспособности.
Наконец, необходимость подобной реформы
была признана участниками круглого
стола под председательством Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
в мае 2009 г.
Опыт других стран постсоветского
пространства показывает, что возможны
различные подходы к реформированию
системы опеки для приведения ее в
соответствие с международными стандартами
прав человека. Вместе с тем, особенности
правовой системы каждого государства
не позволяют скопировать какую-либо
модель, что обуславливает необходимость
тщательного изучения как самих юридических
подходов к проведению реформы, так и ее
последствий с точки зрения усиления
защиты людей с нарушениями психического
здоровья. Вместе с тем, на данном этапе
сложность реформы института недееспособности
и новизна данной проблематики требуют
не столько детального исследования
всех юридических тонкостей изменения
конкретных законоположений, сколько
обсуждения концептуальных подходов к
введению института частичной
недееспособности, а также иных мер
защиты людей, неспособных принимать
самостоятельные решения.
В рамках круглого стола
предлагается обсудить следующие
вопросы:
Необходимость сохранения
института полной недееспособности.
Понятие частичной/ограниченной
недееспособности и возможность
регулирования «степеней» дееспособности.
Каким образом должны определяться
сферы ограничения прав гражданина:
путем указания в законе или судом?
Необходимость закрепления прав
гражданина, не подлежащих ограничению
в случае утраты дееспособности.
Продолжительность утраты
дееспособности и необходимость
периодического пересмотра такой меры.
Специальные меры защиты уязвимых
лиц как альтернатива ограничению
дееспособности.
Необходимость ограничения
полномочий опекуна.
Участники круглого
стола:
КАЗЬМИНА Майя Михайловна –
заслуженный юрист России, Председатель
Союза Юристов Москвы;
ТОЛМАЧЕВ Александр Васильевич
– доктор юридических наук, проф., член
Правления Союза Юристов г.Москвы;
ЗУБОВ Игорь Николаевич – доктор
юридических наук, проф., генерал-полковник
милиции в отставке, ех-заместитель
министра МВД;
ХАЛИКОВ Фанис, юрист Гражданской
комиссии по правам человека
МАЛЬЧИКОВА Татьяна,
президент Гражданской комиссии по
правам человека
АРГУНОВА Юлия Николаевна -
кандидат
юридических наук, доцент, советник
юстиции, руководитель юридической
службы НПА России;
КОЛЬБИЧ Лада Эдуардовна –
юрист-правозащитник,
исполнительный директор союза «Гражданское
общество – детям России»;
НЕВЕДОМСКАЯ Лидия
Евгеньевна – кандидат философских
наук, психолог, теолог.
Время проведения: 21
января
2010г. 13.00
Место проведения:
г.Москва, ул. Новый Арбат, 15, офис/комната
2416
Контактные телефоны:
940-95-74, 695-99-73
Для прохода в здание
на первом этаже в бюро пропусков
необходимо предъявить паспорт или
редакционное удостоверение и сообщить,
что вы собираетесь пройти в Союз юристов
Москвы. Подняться на третий этаж и на
лифте до 24 этажа.