Манифест Инновационной Палаты Украины
Просим всех представителей СМИ о помощи в освещении проблематики изобретательства и внедрения инновационных технологий в Украине.
Более десяти (!) лет назад Украиной был провозглашен инновационный путь развития нашего государства. Это направление, по которому сегодня идут все высокоразвитые страны, делая ставку на интеллектуальный ресурс своих граждан. Сегодня по нему идут такие страны, как Китай, Индия, Малайзия, Бразилия. Европа заявила о планах ускорить инновационное развитие и достичь уровня США по торговле инновационным продуктом. А Украина?
Сегодня во всем мире интеллектуальная собственность – это наиболее выгодный товар, дающий, как правило, сверхприбыли, как продавцу, так и покупателю. Все самые передовые и процветающие страны развиваются и конкурируют, торгуя в основном инновационным продуктом. Так, США за счет создания и приобретения интеллектуальной собственности на 85% торгует инновационным продуктом, Япония — на 75%, Европа — на 55%. В то же время, Украина — максимум на 6%! Стыдно признать, наш ближайший сосед – Россия, еще 5-6 лет находившаяся в наших условиях (по уровню инновационной составляющей экономики) сейчас комплексно и прагматично подходит к развитию передовых технологий на государственном уровне, в отличии от нашего государства, давящего на корню все добрые начинания.
В нашей стране за годы Независимости принят целый ряд законов, направленных на охрану интеллектуальной собственности, регламентирующих научно-техническую деятельность и инновационное развитие государства. Но, к сожалению, в этой цепочке законодательных актов отсутствует целый ряд звеньев, которые не позволяют запустить, как во всем цивилизованном мире, рынок интеллектуальной собственности. Создается впечатление, что кто-то очень умный и коварный специально создал структуру, звенья которой многократно дублируются в одних аспектах и напрочь отсутствуют в остальных. Мы остаемся на задворках мира, теряя время и технический потенциал.
Интеллектуальную собственность в нашей стране до сих пор не хотят признавать товаром, имеющим свою цену (иногда очень высокую). У нас нет оценки таковой стоимости, как товара. Отсутствие просветительской работы в этих направлениях и даже не советский, а феодальный менталитет наших чиновников делают невозможным переход на цивилизованные взаимоотношения изобретателя и государства.
Все вышеперечисленные аспекты сконцентрированы в феномене так называемого "человеческого фактора". Данный фактор вообще не учитывается Концепцией инновационного развития Украины, которая сегодня обсуждается в общественных кругах. Это серьезный недостаток, результат ее кулуарного рождения. Вместо того чтобы консервировать недостатки прошлого, она должна быть направлена на системное единство науки, образования, производства и экологии.
В значительной мере тормозит инновационное, ресурсосберегающее развитие украинской экономики ее ориентация на сырьевую и отрасль. Сырьевым комплексам нужна в первую очередь дешёвая, низкоквалифицированная рабочая сила. В высокотехнологическом секторе, вот уже 15 лет, гордостью и приоритетом нашего государства является стандартный, почти милитаристский "джентльменский набор": ракетостроение, самолетостроение, танкостроение и, к сожалению, практически «умершее» на сегодняшний день судостроение, которые приносят деньги узкому кругу заинтересованных лиц, но никак не влияют на комплексное развитие государства. Но даже они в значительной мере зависят от поставок из-за границы самых наукоемких технологий и комплектующих.
Как и в советские времена, государство принимает за аксиому то, что интеллектуальный продукт может образоваться в основном в государственном секторе и, прежде всего в академической науке, ВУЗах и НИИ. Что касается фундаментальных исследований и науки, связанной с оборонной промышленностью, такой подход, возможно и справедлив. Но в условиях инновационного пути развития экономики нужны прорывные изобретения и прикладная наука, способная дать быструю отдачу. Ориентация только на академическую науку для решения таких задач является серьезной ошибкой. Необходимо активное развитие негосударственного сектора в рамках малых предприятий, который сегодня практически выпал из поля зрения государства.
Сегодня в нашей стране совершенно не учтен инновационный потенциал и не поддерживаются малые негосударственные научные и научно-производственные предприятия. В цивилизованном мире именно они являются основными генераторами идей и финансируются, как правило, государством, средними и крупными частными фирмами.
По нашим данным, уже сегодня в Украине малые негосударственные научные и научно-производственные предприятия являются активными генераторами и держателями значительной части (не менее 30 — 50%) запатентованных или содержащих ноу-хау, прорывных, завершенных инновационных продуктов. Они готовы к широкому внедрению или выпуску инновационных разработок, которые могли бы загрузить крупные заводы выпуском конкурентоспособной высокоэффективной продукцией и технологиями, а также создать новые рабочие места. Но, увы – государству пока такие прорывные технологии невыгодны.
Кроме того, вообще выпал из поля зрения государства "индивидуальный изобретатель", который творит не по заданию работодателя, а по собственному призванию, и особенно требует поддержки на государственном уровне. Это – конструктор, ученый, студент, пенсионер, и даже безработный, создающий конкурентоспособный инновационный продукт, готовый к промышленному производству. По нашим данным, потенциал индивидуальных "изобретателей" в государстве составляет не менее 10 — 15%. Как результат – неучтенный и практически не задействованный в государстве интеллектуальный и инновационный потенциал составляет не менее 40 — 65%.
А если учесть тот факт, что таковые не в состоянии за свой счет запатентовать изобретение, то становится очевидным, что они требуют прямой поддержки государства. Иначе стране придется платить за наши же идеи, упакованные в красивую обертку, зарубежному производителю. Взяв расходы на патентование и поддержание патента на себя, государство может сохранить отечественный продукт и существенно пополнить казну за счет реализации наших изобретений за рубежом. Этот вопрос необходимо срочно решить на законодательном уровне, но из-за хронических выборов вопрос этот постоянно неактуален.
Существующее законодательство в области интеллектуальной собственности, научной деятельности и даже пенсионное законодательство не только не способствуют, но и тормозят инновационные процессы в стране, ставя в неравные условия бюджетные научные организации и вузы, с одной стороны, и внебюджетные группы – с другой. Например, отменены действующие в 90-х годах условия конкурса на финансирование госпрограмм, в которых могли участвовать не только негосударственные предприятия, но и отдельные ученые.
Или другой пример. В Законе о научной пенсии с марта 2004 года появилась дискриминационная статья по отношению к научным сотрудникам, которые работают в
научных организациях незарегистрированных как организация, которая требует поддержки государства. Таким ученым не засчитывается научный стаж, и, к сожалению, они сегодня не имеют права на научную пенсию. Кому интересно выходить из государственных научных предприятий и активно заниматься прикладными изобретениями?
Сегодня потенциал большинства государственных предприятий направлен на распродажу и выведение из производственной сферы основных фондов с последующей их распродажей, или, в лучшем случае, сдачу в аренду производственных помещений, непрозрачность закупки сырья, материалов и комплектующих. На высшем уровне должны быть созданы такие условия, когда их руководители и высокие чиновники, вместо получения "откатов", будут заботиться о модернизации и инновационном развитии. При этом должен быть, наконец, задействован в полной мере простой и прозрачный механизм банкротства нерентабельных предприятий.
Привлекательная ситуация для промышленников - средства предприятия, идущие на процесс освоения инновационного продукта, обязательно подтвержденного патентом на изобретение и лицензионным договором с держателем патента, освобождались от налога на прибыль и НДС, на время освоения нового производства или внедрения новой технологии. Нельзя, не успев посеять, выдергивать всходы. С другой стороны, необходимо пресечь использование льгот или выделение бюджетных средств под освоение производства так называемых научно-технических, но не запатентованных разработок.
К сожалению, 50%-ая скидка на НДС и налог на доход, которые были предусмотрены Законом об инновационной деятельности, не вступили в силу, а в настоящее время вовсе отменены. Это полностью перечеркнуло суть и эффективность Закона, который, кстати, был намного эффективнее, чем законы, связанные с технопарками. Дело в том, что при выполнении НИР и ОКР через технопарки собственником инновационного продукта становятся технопарки, что для большинства разработчиков вовсе не приемлемо. Кроме того, из-за отмены 50%-ой скидки на НДС и налога на доход изобретателю совершенно неинтересно регистрировать проекты как инновационные. Государство при этом теряет информацию об интеллектуальном потенциале страны и возможности управления им. Наши умы "прихватизируются" за бесценок ловкачами, а их разработки навсегда уходят из нашей страны.
Опубликованный в 2004 году проект Закона “О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий” странным образом регламентирует, кому можно заниматься созданием интеллектуального продукта, а кому им распоряжаться в зависимости от формы хозяйствования. Этот же проект Закона предусматривает, что все, без исключения, государственные учреждения, а также частные предприятия и индивидуальный изобретатель обязаны пройти государственную экспертизу своего интеллектуального продукта, сделать его государственную оценку и получить разрешение государства на продажу интеллектуального продукта по лицензии. Для негосударственного предприятия и частного лица эти требования просто абсурдны. Изобретатели вместе с заинтересованными покупателями, в том числе и иностранными, найдут варианты, чтобы никто не вторгался в их права на интеллектуальную собственность и коммерческие тайны.
С другой стороны, согласно с нормами Закона, ты еще не успел продать свою интеллектуальную собственность или получить инвестиции, но уже должен заплатить различным чиновничьим структурам до 15 тыс. грн. за экспертизу, оценку интеллектуальной собственности и регистрацию инновационного проекта. Возникает риторический вопрос: в состоянии ли понести предварительно такие расходы талантливый изобретатель-одиночка без гарантий, что найдется инвестор? Похоже, этот проект Закона разрабатывали чиновники, которые перепутали, в каком веке они живут и совершенно не знакомы с законами рыночного развития современной экономики.
Поднятые вопросы требуют немедленного рассмотрения и принятия решений на государственном уровне. Интеллектуальная собственность — дело тонкое и требует очень деликатного подхода, если мы хотим, чтобы маги и творцы могли бы нести “золотые яйца” во славу и процветание Украины.
Государственность Украины сегодня сдает очередной экзамен на свою жизнедеятельность. Пришло время не только отстаивать свои стремления к свободе и исторически обусловленной справедливости, но и объективно оценить причастность каждого из нас к экономическому развитию государства. Ведь управление демократическим государством невозможно знаниями лишь одного человека, без учета точек зрения других. Для его эффективного развития нужно максимальное использование потенциала всех своих граждан, и, в первую очередь, их интеллектуального потенциала.
Желающих узнать об истории и проблемах инновационной отрасли в Украине, небезразличных к проблемам развития отечественных инноватики и промышленности, а также всех интересующихся проектами и персоналиями отрасли, просим обращаться:
[email protected]
[email protected]
Гарантируем Вам массу полезной, интересной и актуальной информации.
Президент Инновационной палаты Украины
Шепель Василий Иванович
+380 63 8640406
Исполнительный директор Инновационной палаты Украины
Новиков Олег Владимирович
+380 93 8094547
Пресс-секретарь
Ващенко Антон Валерьевич
+380 63 2451575