В конце 2008 года на правительственной комиссии по региональным инвестиционным проектам федерального значения было принято решение оптимизировать расходы по ряду проектов, которые прежде финансировались из Инвестиционного фонда РФ. Параллельно с этим стали сокращаться и объемы частных вложений. Но, по мнению министра внешних связей и инвестиционной политики Красноярского края Сергея Верещагина, сокращение финансирования коснется лишь тех инвестпроектов, по которым не найдена эффективная схема реализации и не разработана должным образом проектно-сметная документация. Проекты же, находящиеся в последних стадиях, будут завершены.
Сегодня на территории края реализуется 71 инвестиционный проект с общим объемом финансирования 3,2 трлн. рублей. Сергей Верещагин в числе наиболее значимых инвестиционных проектов называет освоение Нижнего Приангарья, Ванкор, солнечный кластер и Красноярскую агломерацию, строительство железной дороги Кызыл – Курагино, Железногорскую ТЭЦ и проект газификации края. Только за прошлый год объем привлеченных в край инвестиций по этим проектам составил 184 млрд. рублей. В текущем году власти планируют привлечь еще157,5 млрд. рублей частных и федеральных средств. Проекты можно условно разделить на две группы: находящиеся в стадии реализации и проекты «нулевого цикла», по которым только идет подготовка проектно-сметной документации или процесс обоснования инвестиций.
Стадия реализации
Одним из наиболее важных инвестпроектов для развития Красноярского края является проект по освоению Нижнего Приангарья. Прогноз по инвестициям на текущий год в Приангарскую зону составляет почти 58 млрд. рублей, что полностью соответствует паспорту инвестиционной программы. 14 млрд. рублей будут направлены на строительство автодороги Канск – Абан – Богучаны, железной дороги Карабула – Ярки, моста через Ангару, а также на схему обеспечения выдачи мощности Богучанской ГЭС.
По информации, предоставленной пресс-службой БоГЭС, срок пуска первых трех гидроагрегатов общей мощностью 600 МВт запланирован на 2010 год и остается неизменным. Еще 4 гидроагрегата станции намечено ввести в строй в 2011-м году. К 2012 году планируется вывести на полную мощность все девять турбин станции. Проект БоГЭС прошел так называемую «точку невозврата», когда остановка строительства обойдется гораздо дороже, чем его окончание. Видимо, поэтому на сроки ввода мощностей не повлиял даже факт переноса сроков ввода первой очереди Богучанского алюминиевого завода с 2010 на 2012 год. Хотя именно БоАЗ должен был стать крупнейшим потребителем электричества, производимого БоГЭС. Возведение Богучанского лесоперерабатывающего комплекса также откладывается на будущее.
Компания «РЖДстрой» в рамках проекта по освоению Нижнего Приангарья, уже начала строительство железнодорожной дороги Карабула – Ярки. За 2009 год планируется сооружение 43 км земляного полотна, возведение 16 мостов и 47 водопропускных труб, строительство 21 км пути на железобетонном основании. Работы будут производиться за счет Инвестфонда РФ (более 5 млрд. рублей).
Другой проект, срок ввода в эксплуатацию которого вызывает опасения, – Железногорская ТЭЦ. Она строится для замены действующего плутониевого реактора АДЭ-2 в Железногорске и обеспечения городов Сосновоборск и Железногорск тепловой и электроэнергией. Железногорская ТЭЦ должна начать работу уже к концу года, после чего АДЭ-2 будет остановлен. Финансирование проекта на 2009 год составляет 2,9 млрд. руб., тогда как в 2008 г. объем инвестиций составил 2,4 млрд. руб. Освоить при этом удалось лишь 80 % средств. Однако, по уверению краевых властей, работы ведутся в соответствии с графиком.
Стабильно и в соответствии с планом происходит реализация инвестиционного проекта «Строительство железнодорожной линии Кызыл – Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва». В марте текущего года краевое Правительство утвердило маршрут прохождения трассы по территории региона. Дорога пройдет по территории Курагинского, Каратузского и Ермаковского районов и пересечет границу с Республикой Тыва в районе Куртушибинского хребта. Протяженность трассы в Красноярском крае составит около 300 км.
В этом году будет завершено проектирование трассы, на что планируется потратить 800 млн рублей. Общая стоимость инвестпроекта – 98 млрд. руб., в 2009 г. Общая протяженность трассы – 415 км, срок строительства – около 7 лет. Инвестором проекта является ЗАО «Енисейская промышленная компания».
Освоение Ванкорской группы месторождений также идет в соответствии с инвестиционным паспортом. В прошлом году финансирование Ванкора составило 80 млрд. рублей, в 2009 г. запланировано 86 млрд. рублей инвестиций. За 2008 г. на месторождении было добыто 4 млн. тонн нефти. В текущем году край планирует выйти на запуск и промышленную эксплуатацию Ванкорского месторождения (объем добычи нефти – до 10 млн тонн), запуск Юрубчено-Тохомской группы, а также приступить к строительству газоперерабатывающего предприятия.
Инвестиционные амбиции
Несколько масштабных инвестиционных проектов, запланированных для реализации на территории Красноярского края, существуют пока только на бумаге. Наиболее близкий к этапу реализации – проект схемы газификации Красноярского края. Он уже подготовлен и должен быть утвержден основным инвестором – «Газпромом» – до конца 2009 года. Затем компания начнет составлять бизнес-план своей деятельности в крае на период до 2030 года. Планируется, что за это время компания инвестирует в регион 420 млрд рублей. Это позволит обеспечить в крае добычу 25 млрд кубометров газа и прокладку 1200 километров трубопроводов к концу 2020-х годов. Также предполагается построить два завода – газоперерабатывающий и газохимический. Они разместятся в Богучанском районе.
Второй инвестиционный проект, документация по которому также уже практически готова – Красноярская агломерация. По данным Сергея Верещагина, стадия разработки стратегии Красноярской агломерации подходит к своему завершению и уже в апреле подрядчик должен будет представить результат своей работы. Между тем, комплексная инвестиционная программа агломерации все еще остается не заказанной. Краевым властям еще только предстоит решить данную проблему.
Идея создания в Красноярском крае международного транспортного хаба постепенно входит в стадию «обоснование инвестиций». По данным министра внешних связей и инвестиционной политики Красноярского края, Минтранс России уже разработал обоснование инвестиций в проект создания международного транспортного узла. В ближайшее время краевым властям предстоит этот план откорректировать, после чего утвердить техническое задание на проектирование и приступить к реализации проекта. В это же время, должна быть определена схема финансирования строительства хаба и его участников. С этим транспортным узлом также связан проект особой экономической зоны в Емельяновском районе.
Самым амбициозным и самым сложнореализуемым инвестпроектом является создание Солнечного кластера. В настоящее время обоснование инвестиций и финансовая модель проекта уже направлены в соответствующие федеральные ведомства – Минэкономразвития, Минрегион и госкорпорацию «Росатом». В ближайшее время краевые власти совместно с федерацией должны определить подходы к развитию солнечной энергетики.
Итак, даже несмотря на значительные изменения в экономике, выразившиеся в значительном удешевлении экспортируемого из края сырья, министерство внешних связей и инвестиционной политики Красноярского края сохраняет плановые показатели по инвестициям в крупные проекты, реализуемые на территории региона.
Нина Бондарева Промышленный журнал «Вестснаб»