Среди тех, кто поделился своим видением ситуации, был Александр Хрусталев, председатель совета директоров «НДВ Групп». Он отметил и позитивные, и отрицательные стороны, с которыми на практике сталкиваются инвесторы и бизнесмены. Государство поддерживает в кризис одни и те же компании, которым удалось пролоббировать свои интересы. Других не пускают. Эта ситуация повторяется каждый раз - помощь получают не самые эффективные предприятия, что противоречитправилам рынка.
- Очень много демагогии связано со схемой «одного окна» для застройщиков. На самом деле, это сплошная полоса препятствий для бизнеса. На каждом этапе приходится преодолевать какие-либо сложности,- сказал Александр Хрусталев, - Правила игры меняются каждые 2-3 года, и не всем удается под них подстроиться. Иностранные и российские компании не могут полноценно сотрудничать, особенно, если речь идет о долгосрочных контрактах. Всегда может что-то произойти, что отрицательно скажется на бизнес-климате, партнерских отношениях и уровне дохода.
Участники дискуссии отметили, что средний бизнес выживает сам по себе, без какой-либо помощи от государства. Обычно дотации получают очень крупные компании, а тем, кто поменьше, сложно выжить и получить хорошие условия для своего развития. Впрочем, есть и положительные стороны.
- Благодаря государственной поддержке ипотека остается доступной для россиян, продажи в новостройках не упали, а компании удержали свои позиции на рынке. Серьезные шаги делает Московская область, - сказал Александр Хрусталев, - Однако компании и новые проекты все еще нуждаются в поддержке и субсидировании. Кроме того, очень важно обеспечить доступ к дешевым деньгам.
Александр Хрусталев также добавил, что проценты по ипотеке все еще остаются высокими. Многие люди не готовы брать кредиты на текущих условиях, и ставки должны снижаться до оптимального уровня. Эти изменения еще больше поддержат строительный сектор, который является настоящим локомотивом экономики. С этой сферой связано более 20 смежных отраслей и большой объем рабочих мест. Отметим, что снижение ставки даже на 1% дает 4-5% новых покупателей.