4 сентября 2014 г.
Более 95% абонентов мобильной связи Украины почти 10 лет не могут получить доступа к услугам 3G и 4G. Несмотря на все усилия операторов, государственная бюрократическая машина остается непоколебимой, а Украина – на обочине технологического развития. Выход из этой ситуации – неотложное лицензирования всего имеющегося диапазона услуг для UMTS, и проведение конкурса одновременно на три лицензии.
По состоянию на 2014 год Украина так и не преодолела технологического отставания, которое началось еще в середине 2000-ых годов. По технологическому развитию и ассортиментом телеком услуг – наша страна самая отсталая в Европе. Через отсутствие массового доступа к новым поколениям связи рынок деградирует, уменьшаются инвестиции, исключается развитие новых услуг.
В течение 15 лет рынок информационно-телекоммуникационных технологий формировал более 5% совокупного ВВП страны. Последние годы соответствующая цифра уменьшилась почти до 3%, поскольку, не имея возможностей развития, рынок вошел в стагнационные параметры. Украинская экономика недополучает миллиарды прямых инвестиций, а бюджет огромные суммы налогов.
Так, только по предварительным оценкам, совокупные инвестиции операторов мобильной связи, в случае получения лицензий на 3G, могут составить около 9 млрд. грн. в течение трех лет. При надлежащих регуляторных и инвестиционных условиях, в кратчайшие сроки, от 6 до 12 месяцев, силами трех ведущих операторов возможно построить и ввести в эксплуатацию современные сети высокоскоростной передачи данных для повсеместного скоростного доступа к сети Интернет. По экспертным оценкам, в трехлетней перспективе соответствующими услугами смогут воспользоваться более 10-ти миллионов абонентов.
К сожалению, несмотря на все усилия и аргументы операторов, абонентов и общества, государственная бюрократическая машина остается непреклонной: конкурс на частоты 3G снова под угрозой срыва, операторам предлагают «разыграть» одну лицензию, а другие – отсрочить до 2018 года. При этом ставится под угрозу процесс переоснащения украинской армии современными радио-техническими средствами, который не может ждать три года.
Ведущие телеком операторы обращают внимание общества на следующие важные вопросы лицензирования частот 3G и 4G:
· Выдача одной лицензии, и отсрочка конкурса на две другие лицензии до 2018 года – это лишение государства как минимум 2-3 млрд. грн. отчислений в бюджет, которые страна могла бы получить как плату за частоты, уже в 2014 году.
· Украинская армия требует срочного финансирования для переоснащения новейшими средствами радиосвязи. Получить такие средства армия сможет в случае, если будет проведен конкурс на три лицензии, и стоимость таких лицензий будет включать финансирование работ по конверсии радиосвязи.
· Стандарт 3G устаревает, и в 2018 году уже может не заинтересовать инвесторов, следовательно, государство не соберет тех средств, которые планировало.
Ведущие телеком операторы Украины считают, что рынок телекоммуникаций Украины способен возродиться лишь при условии, когда все 55 млн. абонентов мобильной связи, все предприятия, государственные и муниципальные органы власти получат доступ к услугам 3G и 4G. Обеспечить быстро максимально широкое национальное покрытие сетями новых поколений связи возможно лишь совместными усилиями ведущих операторов. Любая форма «монополизма» на услуги 3G только законсервирует стагнацию на телеком рынке.
Поэтому конкурс должен проводиться сразу на три лицензии. Все процессы, связанные с проведением конкурса, должны проходить максимально открыто, прозрачно и понятно для телеком операторов, рынка и общества.
В сложное для государства время, телеком операторы есть и остаются надежными партнерами страны, обеспечивая бюджет стабильными отчислениями, а население – качественной доступной связью. Мы считаем, что у государства и правительства есть достаточно возможностей для того, чтобы принять взвешенное решение относительно проведения конкурса сразу на все три лицензии 3G. Такое решение уже в 2015 году дало бы существенный импульс для дальнейшего развития индустрии связи и привлечения прямых иностранных инвестиций.