«В сегодняшней пенсионной системе все четко разложено по полочкам», интервью заместителя министра труда и социальной защиты РФ Андрея Пудова информационному агентству ИТАР-ТАСС
В настоящее время правительством России активно обсуждается вопрос перехода с обязательной накопительной части пенсии на добровольную. Уже известно, что в 2015 году страховой взнос станет единым, без отвлечения на обязательную накопительную часть. Что это принесет нынешним и будущим пенсионерам, рассказал в интервью заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов.
- В чем плюс того, что страховой взнос станет единым, а накопительная часть пенсии добровольной?
- В 2015 году тариф на страховую часть будет полным, не будет отвлечения на накопительную составляющую часть.
Действительно, обсуждался вопрос - необходимо ли сохранять накопительную часть в том формате, в котором она есть. Сейчас все денежные средства, которые направляются в качестве страховых взносов, администрирует Пенсионный фонд России. Мы предлагаем перевести накопительную часть в добровольный формат. Эта схема работает в США, Франции, Германии. В такой конструкции четко отрегулировано право собственности.
Здесь деньги перечисляет сам человек по своему выбору, а в сегодняшней модели средства за него перечисляет работодатель. Еще огромным плюсом является то, что человек определяет не только кому доверить свои деньги, но и временной срок - сколько именно лет ему будут выплачивать пенсию. Можно выбрать как пожизненную ренту, так и срочную, например на 10 или 20 лет. Кроме того, при добровольном формате человеку должны выплатить столько, сколько предусматривает договор. Сейчас же гарантирован только номинал.
- Обсуждался ли вопрос об изменении тарифа страховых пенсионных взносов на заседании Российской трехсторонней комиссии (РТК)?
- Обсуждение на РТК этого закона, вероятно, будет в сентябре. Ни один тарифный закон не проходит без РТК. Хотелось бы пояснить - сначала правительство пишет проект закона, этот проект выкладывается на публичное обсуждение, а потом идет на РТК.
- Противники изменения тарифа говорят, что подобное решение означает, что кормить нынешних пенсионеров будут за счет будущих пенсионеров.
- Это утверждение абсолютно неверно с финансово-экономической точки зрения. В сегодняшней пенсионной системе, а также и в рамках формулы, которая начнет работать с 1 января 2015 года, все четко разложено по полочкам.
Есть поступления в виде взносов в пенсионную систему на страховую часть пенсии, которые учитываются полностью Пенсионным фондом и разносятся на лицевые счета застрахованных лиц солидарной системы. Вторая составляющая, которая была до прошлого года - накопительная, - также аккумулировалась Пенсионным фондом и разносилась на лицевые счета.
И тот и другой источник, в виде страховых взносов на солидарную и страховую и накопительную часть, были составляющими бюджета, за одним исключением. Поскольку денежные средства на накопительную часть впоследствии передавались в соответствующие финансовые институты, их возмещение в ПФР происходило из федерального бюджета в виде прямого целевого трансферта.
Так что за счет страховых взносов и целевых трансфертов, в том числе трансферта на компенсацию доходов ПФР из-за отвлечения тарифа на накопительную часть, бюджет Пенсионного фонда сбалансирован. Ресурсы в пенсионной системе в виде страховых взносов и трансфертов были, есть и будут всегда. Просто теперь, без отчислений на накопительную часть, отменят трансферты.
Кроме того, так как значительная часть средств пенсионных накоплений инвестируется в гособлигации, государство, чтобы расплатиться по данным обязательствам, в будущем вынуждено будет изымать средства из экономики, например, повышая налоги. В связи с этим утверждение, что накопительная составляющая в рамках обязательного пенсионного страхования выгодна для будущих пенсионеров, весьма сомнительно.
- Есть ли основания считать, что «заморозка» накопительной части в 2015 году может негативно отразиться на инвестиционном ресурсе экономики?
- В управлении финансовых институтов, которые работают на рынке обязательного пенсионного страхования с накопительным компонентом, задействованы огромные средства. Их можно инвестировать в российские облигации, в российские банки, в инвестиционные проекты. Но если вы посмотрите структуру портфеля, то вы увидите, что значительная часть, порядка 40%, почему-то направлена на депозиты в кредитные организации. Ведь предполагалось, что это длинные деньги, что они будут работать на экономику. Нужно перестать класть эти деньги на банковские депозиты и направлять их в экономику. Вчерашние ограничения сняты, все возможности для этого есть. Поэтому все возможности для развития у финансовых институтов, работающих с накопительной пенсионной системой, есть.
- Есть ли уверенность в том, что государство выполнит свои обязательства перед будущими пенсионерами, учитывая изменение тарифа?
- Все долгосрочные расчеты в части сбалансированности бюджета ПФР показывают, что государство, безусловно, исполнит свои обязательства перед пенсионерами.
При этом в формате, когда весь тариф пойдет на страховую часть пенсии, будущие пенсионеры более защищены. Например, на сегодняшний день ряд негосударственных пенсионных фондов разорились. Деньги испарились. И сейчас именно государство возместит гражданам потерянные средства, правда, напомню, только по номиналу.
В то же время в страховой части индексация идет как минимум по инфляции. Так что гарантом пенсионной системы было, есть и будет государство. При этом усиление сбалансированности лежит не в формировании накопительной составляющей и связанного с этим механизмом снижения пенсионных прав, а во внедрении шагов, направленных на оптимизацию страховой пенсии.