По оценкам Национальной службы взыскания, темпы роста просроченной задолженности по автокредитам в первом полугодии сравнялись с ростом самого рынка – оба показателя увеличились на 13%. Объем портфеля автокредитов составил 1,4 трлн. рублей, просрочено из них 47,6 млрд. рублей. При этом значительно вырос объем просроченных кредитов, переданных на аутсорсинг. Все это говорит о повышении внимания банков к работе с просроченной задолженностью в сегменте автокредитования.
По итогам первого полугодия, объем рынка автокредитования достиг 1,4 трлн. рублей, его рост с начала года составил 13%. Так же на 13% вырос за этот период объем просроченной задолженности — до 47,6 млрд. рублей. Речь идет о задолженности 90+ дней, по стандартам учета, применяемым ЦБ РФ. По состоянию на начало 2014 г. этот показатель был равен 42,3 млрд. рублей. По итогам 2013 г. рост просроченной задолженности по автокредитам составил 43%. Доля плохих долгов за шесть месяцев не изменилась, оставшись на уровне начала года — 3,4%.
При этом объем просроченных автокредитов (всех сроков размещения), переданных в работу коллекторских агентств за первые шесть месяцев 2014 г., составил порядка 15 млрд рублей. За аналогичный период 2013 г. данный показатель составлял 6,3 млрд рублей. Объем размещения в годовом выражении увеличился в 2,3 раза, или на 8,7 млрд рублей. В какой-то мере такой скачек вызван тем, что в первом полугодии 2013 г. был размещен гораздо меньший объем долгов, чем во втором. Очевидно, в этом году распределение размещаемых долгов будет более равномерным.
В долгах, переданных коллекторам в первом полугодии 2014 г., заметен рост доли впервые размещаемой задолженности. По оценкам НСВ, этот показатель составил 47% в общей структуре переданных в работу просроченных автокредитов. Для сравнения, за тот же период 2013 г. доля first collection (первого размещения) составляла 28%.
Генеральный директор Национальной службы взыскания Артур Александрович: По итогам первого полугодия стали заметны несколько тенденций рынка задолженности по автокредитам. С одной стороны, замедлились темпы роста просроченной задолженности. Это произошло из-за повышения банками требований к оценке заемщиков в 2013 г. — кредиты, выданные тогда, вышли на просрочку в 2014 г. С другой стороны, фиксируется рост аутсорсинга, а также повышение доли первого размещения, что говорит о том, что банки стали вновь уделять большое внимание аутсорсингу задолженности по автокредитам. Причиной для этих двух трендов стали действия регулятора по увеличению нормативов резервирования, которые не коснулись актокредитования напрямую, но оказали влияние на политику банков в сфере риск-менеджмента в целом. Банки стали более тщательно подходить к работе с просроченной задолженностью. Что касается рынка аутсорсинга автокредитов, то мы традиционно ожидаем повышения активности банков по передаче долгов во втором полугодии. Однако аутсорсинг долгов напрямую зависит от показателей рынка кредитования, который, по данным НБКИ, демонстрирует снижение темпов роста выдач новых кредитов в первом полугодии 2014 г. на 18,8% в годовом выражении. При этом продажи новых легковых автомобилей за тот же период, по данным Автостата, снизились на 8,9%. Поэтому прогнозировать показатели развития рынка по итогам 2014 г., в условиях замедления темпов роста автокредитования, пока рано.
Характеристики передаваемых портфелей
• Географическое распределение
Распределение долгов по автокредитам, передаваемых в работу коллекторских агентств, по итогам первого полугодия 2014 г.:
Центральный ФО: доля — 31%, объем — 4,6 млрд руб.
Приволжский ФО: доля — 19%, объем — 2,8 млрд руб.
Сибирский ФО: доля — 14%, объем — 2,1 млрд руб.
Северо-Западный ФО: доля — 10%, объем — 1,5 млрд руб.
Южный ФО: доля — 9%, объем — 1,4 млрд руб.
Уральский ФО: доля — 8%, объем — 1,2 млрд руб.
Северо-Кавказский ФО: доля — 5%, объем — 0,8 млрд руб.
Дальневосточный ФО: доля — 4%, объем — 0,6 млрд руб.
• Характеристики передаваемой задолженности
Средний размер долгов по автокредитам, передаваемых в работу коллекторам, по итогам первого полугодия 2014 г. составил 243 тыс. рублей, что на 66 тыс. рублей больше аналогичного показателя за тот же период 2013 г. (177 тыс. рублей).
Региональное распределение средних размера и срока задолженности в первом полугодии 2014 г.:
Северо-Кавказский ФО: средний размер долга — 284 тыс. рублей, средний срок — 864 дней.
Уральский ФО: средний размер долга — 334 тыс. рублей, средний срок — 740 дней.
Центральный ФО: средний размер долга — 369 тыс. рублей, средний срок — 856 дней.
Сибирский ФО: средний размер долга — 273 тыс. рублей, средний срок — 704 дней.
Приволжский ФО: средний размер долга — 274 тыс. рублей, средний срок — 787 дней.
Южный ФО: средний размер долга — 310 тыс. рублей, средний срок — 1037 дней.
Северо-Западный ФО: средний размер долга — 231 тыс. рублей, средний срок — 537 дней.
Дальневосточный ФО: средний размер долга — 171 тыс. рублей, средний срок — 390 дней.
Общий итог: средний размер долга — 243 тыс. рублей, средний срок — 738 дней.
Средний срок передаваемой задолженности в первом полугодии 2014 г. составил 738 дней, что на 194 дня больше аналогичного показателя 2013 г. (544 дня).
• Распределение должников по полу
Если по остальным видам кредитов доли мужчин и женщин практически одинаковы, то в автокредитовании доля первых традиционно высока, и по итогам первого полугодия 2014 г. составила 68%. Это объясняется тем, что мужчин водителей все еще больше.
Национальная служба взыскания (http://www.nrservice.ru/)