Затеяв в ноябре 2006 года строительство нового стадиона во Фремонте (штат Калифорния), владельцы известного в США бейсбольного клуба «Окленд атлетикс» заключили необычную сделку со спонсором - компанией Cisco. Вместо того, чтобы, как было до этого принято, предоставить спонсору права на размещение своей рекламы, клуб сделал Cisco своим деловым и технологическим партнером.
Новизна такого подхода и тот факт, что в проекте согласился участвовать мировой лидер в области сетевых технологий и оборудования для Интернета, вызвали широкий резонанс в спортивных кругах, что, в свою очередь, побудило компанию Cisco разработать целевую программу для спортивно-развлекательной индустрии (Cisco Sports and Entertainment program). В декабре прошлого года эта инициатива была обнародована и провозглашена одним из главных корпоративных приоритетов на 2008 финансовый год. Комментируя это событие, старший вице-президент и казначей Cisco Дэвид Холланд (David Holland) заявил: "Наша компания в состоянии трансформировать всю спортивную отрасль, используя сеть как платформу для доставки спортивных и развлекательных услуг нового поколения болельщикам в любой точке планеты. Оборудование подключенных к Сети стадионов радикально изменит спортивный бизнес, создав новые источники дохода, сократив капитальные и накладные расходы и предоставив зрителям увлекательные интерактивные, персонализированные услуги".
К настоящему времени в рамках упомянутой инициативы Cisco заключила партнерские соглашения с крупнейшими спортивными организациями Северной Америки: национальными лигами хоккея (НХЛ) и бейсбола (MLB), национальными ассоциациями баскетбола (НБА) и студенческого спорта (NCAA), - а также с компанией AEG (Anschutz Entertainment Group), специализирующейся на услугах развлекательного характера.
Необходимое отступление
Не секрет, что львиную долю доходов стадионам и спортивным организациям приносят предоставление прав на теле- и радиотрансляцию соревнований, взносы спонсоров, продажа билетов и розничная торговля. При этом спонсоры норовят передать спортклубам списанное оборудование, в результате чего стадионы оснащаются устаревшими, несовместимыми системами, которые не в состоянии обеспечить передачу видео с высоким разрешением, поддержать персонализированные услуги и предоставить болельщикам современные развлекательные сервисы, ставшие неотъемлемой частью повседневной жизни. Некогда спонсорство помогло стадионам обзавестись базовыми техническими решениями, но теперь все чаще дает отрицательный результат: стадионы безуспешно пытаются связать воедино закрытые, несовместимые технологии, которые ограничивают прибыль и не позволяют на равных конкурировать с развлекательными системами, установленными в миллионах жилищ.
Все больше частных домов и квартир оборудуются домашними кинотеатрами с объемным звуком, крупноформатными плазменными или жидкокристаллическими экранами и виртуальными цифровыми видеомагнитофонами (DVR), составляющими серьезную конкуренцию спортивным соревнованиям, концертам и другим массовым мероприятиям. Спортивные фанаты, еще вчера готовые выложить любую сумму за билет на стадион, сегодня предпочитают наблюдать за матчами в комфортной домашней обстановке, где к их услугам разнообразные персонализированные интерактивные сервисы.
Подключенный к Сети стадион нового поколения
На спортивных аренах можно использовать различные технологии, но, с учетом специфики спорта, самыми важными, по мнению руководства компании Cisco, являются видеотехнологии.
Программа Cisco Sports and Entertainment делает ставку на наиболее современные технологии, включая и те, которые еще только выходят на рынок. К их числу относятся унифицированные коммуникации, включая решения Cisco TelePresence, и средства передачи цифрового видео в опорной сети Cisco.
Благодаря таким новшествам на "подключенном стадионе" болельщик может быстрее добраться до своего кресла, обменять или продать свой билет. Информация о кратчайшем пути к нужному месту выводится на экран мобильного телефона. Двигаясь по маршруту, посетитель стадиона получит информацию о ближайших кафе, торговых точках, туалетах, парковках и т.п.
В рамках своей целевой программы для спортивно-развлекательной индустрии компания Cisco помогла внедрить передовые технологии на стадионе «Сантьяго Бернабеу» (место проведения матчей с участием всемирно известного футбольного клуба «Реал Мадрид»), а затем подписала контракты на переоборудование стадионов «Ролан Гаррос», где каждой весной лучшие теннисисты планеты собираются на открытый чемпионат Франции, «Стэмфорд бридж» (на нем проводит домашние матчи футбольный клуб «Челси») и Amsterdam ArenA (там принимают своих соперников футболисты «Аякса»). Посетители этих арен получат множество новых видеоуслуг - например, смогут, не покидая своего места, заказывать еду и следить за соревнованиями под разными ракурсами, а самые увлекательные моменты смаковать благодаря повторам на электронных табло. Кроме того, если понадобится, болельщик сможет выйти в Интернет и выполнить срочную работу или ответить на электронное письмо.
Подключенный к Сети стадион становится "интеллектуальным". Он постоянно учится, настраиваясь на индивидуальные предпочтения зрителей: предлагает им любимые напитки и блюда, автоматически устанавливает наиболее комфортную температуру, резервирует места на автомобильной стоянке, предлагает билеты на предстоящие матчи и предоставляет исчерпывающую информацию о достижениях любимой команды или игрока. Это создает новую бизнес-модель для франчайзинга, включающую целенаправленную спонсорскую рекламу с учетом индивидуальных особенностей болельщиков.
Стадион на дому
Со временем любители спорта смогут получать многие из перечисленных выше услуг и у себя дома. Интервью, которые спортсмены и тренеры дают до и после соревнований, станут интерактивными и в виде платной услуги позволят болельщикам напрямую общаться со своими кумирами. Используя новейшие технологии, спортивные клубы и ассоциации смогут наладить более эффективное взаимодействие со своими поклонниками, сформировав "подключенные сообщества" с чатами, блогами и обменом фотографиями и видеоклипами. Кроме того, новые технологии предоставят спортивным организациям новые возможности для продажи билетов и сопутствующих товаров, а также рекламы.
"Программа Cisco Sports and Entertainment ярко демонстрирует возможности Сети, соединяющей не только компьютеры, но и людей, - считает Трейси Хьюз (Tracy Hughes), менеджер Cisco по развитию глобального бизнеса. - Конвергенция данных, голоса, видео, беспроводных и социальных приложений в IP-сетях поможет спортивным клубам и владельцам стадионов разработать комплексную стратегию по расширению взаимодействия с любителями спорта и формированию новых источников дохода". Наглядная демонстрация новых возможностей
В октябре прошлого года в расположенном в Сан-Хосе (штат Калифорния) демо-центре Cisco для руководителей предприятий открылась новая интерактивная экспозиция. Она посвящена решениям для "подключенного спорта" и моделирует реальную обстановку на спортивных аренах. А в феврале Cisco примет участие в телевизионной программе "Современные чудеса" (Modern Marvels) на канале History Channel, где будут показаны стадионы и спортивные арены будущего.
Тем временем бейсбольный клуб «Окленд атлетикс» использует на своей домашней странице в Интернете передовое решение Cisco Field. В первые же 10 дней после его внедрения сайт посетило 8 млн человек. Многие из них зашли и на сайт Cisco под названием Welcome to the Human Network («Добро пожаловать в сеть, соединяющую не только компьютеры, но и людей»), чтобы проголосовать за функции, которые они хотели бы увидеть на "стадионе будущего".
О компании Cisco
Cisco – мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и сотрудничества. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com.
Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми знаками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые знаки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих владельцев.