Об итогах 2007 года в ритейле мы решили побеседовать в Сергеем Поповым, зам.директора компании «Евростиль».
Сергей Валентинович, подводя итоги уходящего года, что Вы можете сказать о тенденциях в ритейле – магазины каких форматов сегодня наиболее востребованы, на что делают упор ритейлеры?
Можно с уверенностью сказать, что наметилась тенденция некого укрупнения магазинов, т.е. стало больше открываться крупных торговых центров и гипермаркетов. Вы и сами можете это заметить – совсем недавно, уже в конце года в Новосибирске открылись сразу несколько крупных торговых центров – «Мегас», «Ройал Парк», «Мега» и другие. В других сибирских городах прослеживается та же тенденция – в Омске на конец года запланировано открытие крупного торгового центра Агротраст, в Бийске и Славгороде – крупные магазины сети «Мария Ра»В этом году намечалась значительная экспансия федеральных розничных сетей на сибирский рынок.
Оправдались эти ожидания?
Из федеральных сетей – питерская Лента впервые вышла на новосибирский рынок в октябре 2006г., на данный момент в Новосибирске открыто уже 3 супермаркета этой сети. В октябре 2007г. открылся супермаркет «МЕТРО», нацеленный на мелкооптовых и розничных покупателей (является торговым подразделением основанного в Германии холдинга «МЕТРО Групп»). Гипермаркет Ашан (Франция) готовится к своему открытию в ТЦ «Мега», и, возможно будет открыт до конца года. В следующем 2008г. планируют свое открытие столичная сеть «Патэрсон» и «Седьмой континент»…
Можно ли выделить лидеров рынка – сибирские сети, которые, на Ваш взгляд наиболее активно развиваются?
Сейчас все сибирские сети, существующие на рынке, достаточно активно развиваются. Рынок уже находится на том этапе, когда остались только крупные игроки, а всем крупным игрокам необходимо развитие. Многие выходят за пределы своего региона. Так, вышли на новосибирский рынок барнаульская сеть «Мария Ра» и красноярская «Алпи», а в конце года - кемеровская «Кора» открыла супермаркет в ТЦ «Ройал Парк». Новосибирские сети активно осваивают соседние регионы. Так, «Холидей» осваивает соседние регионы – сейчас сеть быстро растет в Омске (Омская область), Бийске (Алтайский край) и др.регионах.
Если какие-то качественно новые тенденции в магазиностроении? Изменились ли предпочтения ритейлеров в выборе торгового оборудования? Появились ли новые типы торгового оборудования?
Все новое будет продемонстрировано на крупнейшей европейской выставке EuroShop, которая пройдет в феврале следующего года в Дюссельдорфе, Германия. Крупные мировые производители торгового оборудования, в т.ч. и компания Арнег, как один из лидеров этого рынка представят свои новинки на этой выставке. От нашей компании запланирована делегация в составе 20 человек, которая посетит EuroShop и ознакомится со всеми новшествами, появившимися на рынке за последние 3 года. Выезд на выставку запланирован совместный с нашими клиентами – руководителями крупнейших сибирских розничных сетей.
После того, как прошла выставка в Дюссельдорфе, чувствуется ли ее влияние на сибирский рынок?
Конечно. На выставке представляются новинки торгового и холодильного оборудования, а также новые интересные идеи. (На прошлой выставке было много идей по мерчендайзингу). И в последующие 3 года эти идеи берутся на вооружение ритейлерами, тогда можно пронаблюдать их внедрение на нашем рынке. Многие также приобретают новинки оборудования – без них наши супермаркеты выглядели бы несколько скучновато. Новосибирцы очень быстро привыкают ко всему новому, их нужно постоянно удивлять, завоевывать их внимание и привлекать в торговые центры и супермаркеты – возросшая за последнее время конкуренция среди ритейлеров только способствует этому.
А по каким параметрам происходит усовершенствование холодильного оборудования? Над чем в первую очередь «бьются» исследователи крупных европейских производств ТХО?
Конечно же, в первую очередь производителей волнует вопрос уменьшения энергопотребления. Это мировая проблема, и, конечно же, она влияет на рынок ТХО. Второй вопрос – это равномерное распределение холода внутри холодильной камеры. Грамотное распределение холодных потоков внутри камер позволяет длительное время сохранять продукты свежими и увеличивает срок их хранения. В этой области уже достигнуты очень впечатляющие успехи, что было продемонстрировано на прошлой выставке EuroShop-2005 ведущими производителями. Ну и конечно, идет работа над улучшением дизайна. В этом плане совершенствоваться оборудование будет всегда, здесь нельзя стоять на месте. Это как мода на одежду – изменчивая и непостоянная, она всегда привлекает к себе внимание.
http://www.evro-st.ru/articles/view/141/