Государственный надзор ГП “Харьковстандартметрология”, выполняя План отдельных мероприятий по обеспечению прав потребителей, утвержденный Кабинетом Министров Украины, проводит регулярные проверки на рынке нефтепродуктов Харьковщины.
За 7 месяцев 2007 года государственным надзором ГП “Харьковстандартметрология” были проведеныпроверки соблюдения требований стандартов ДСТУ 4454:2005 “Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортировка и хранение”, ДСТУ 4063-2001 “Бензины автомобильные. Технические условия”, ДСТУ 3868-99 “Топливо дизельное. Технические условия” и других нормативных документов при производстве и хранении нефтепродуктов на предприятиях Харькова и Харьковской обл. (2 мини-завода, 3 нефтебазы и 2 АЗС). Всего было проверено 182 тонны нефтепродуктов.Установлены различные нарушения требований нормативной документации, в том числе на трех предприятиях нефтепродукты не соответствовали требованиям по физико-химическим показателям. В частности, на одной из нефтебаз в автомобильных бензинах была завышена массовая доля бензола более, чем в 2 раза, а также завышена массовая доля серы. Превышение содержания бензола в бензине приводит к накоплению в выхлопных газах канцерогенного бензапирена, который по своим свойствам в 10 раз опаснее угарного газа и может спровоцировать даже возникновение злокачественных опухолей. Не испаряясь полностью во время такта сжатия, бензол способен конденсироваться на стенках цилиндров, смывая масляную пленку, что приводит к повышенному изнашиванию цилиндров. Заправляясь бензином с повышенным содержимым бензола, необходимо чаще менять моторное масло в двигателе. В соответствии с нормативной базой, в бензине всех марок доля бензола не должна превышать 5%.Сера, входящая в состав автомобильного топлива, при сгорании соединяется с кислородом воздуха (окисляется). Возникшие оксиды серы с водными парами образуют серную и сернистую кислоты, которые создают не лучшую среду для металлических деталей двигателя. Кроме деталей двигателя, кислоты разрушают все металлические поверхности системы выпуска отработанных газов и портят катализаторы. В конце концов, они попадают в воздух и загрязняют атмосферу. Массовая доля серы в бензинах сейчас не должна превышать 0,1%, а с 1 января 2008 г. стандартом устанавливается более жесткая норма содержания серы для всех видов бензина – не более 0,015%.Проверенные нефтепродукты, которые предназначались для дальнейшей переработки в нефтехимической отрасли (фракция бензиновая газовая стабильная, абсорбент, тяжелый остаток от переработки газового конденсата), не соответствовали требованиям технических условий по таким физико-химическим показателям, как: завышенная зольность, завышенный коэффициент фильтрования, несоблюдение фракционного состава.Вместе с тем проверенное дизельное топливо соответствовало требованиям стандарта. При проверках выявлено, что отдельные предприятия не ведут журналы учета нефтепродуктов с их согласованием в налоговой инспекции; не осуществляют маркировку высоты слива на резервуарах; отсутствуют паспорта качества; резервуары не зачищаются в определенный срок (каждые 2 года); наблюдается разлив нефтепродуктов.
По итогам государственного надзора за соблюдением стандартов, норм и правил при производстве и хранении нефтепродуктов были применены такие меры:- выдано 6 предписаний об устранении недостатков;- выдано 5 предписаний о запрете реализации партий нефтепродуктов;- наложены штрафы на 3 предприятия за реализацию некачественных нефтепродуктов в сумме 7110 грн.;- на 5 должностных лиц составлены протоколы о привлечении к административной ответственности;- материалы проверок 5 предприятий направлены в правоохранительные органы.Всего запрещено к реализации нефтепродуктов в количестве 3,7 тонны, что составляет 2% от проверенных.
За 7 месяцев текущего годаинспекторами государственного метрологического надзора ГП “Харьковстандартметрология” проведено 33 проверки на предприятиях, осуществляющих розничную торговлю светлыми нефтепродуктами и дизельным топливом через сеть автозаправочных станций (АЗС).
Результаты проведенных проверок государственного метрологического надзора показали, что из 33 проверенных АЗС на 30 метрологическая деятельность не соответствует требованиям Закона Украины “О метрологии и метрологической деятельности”.Наиболее распространенным нарушением требований нормативной документации является использование непригодных к применению (неповеренных или забракованных по результатам инспекционной проверки) топливораздаточных колонок (ТРК), что приводит к недостоверным расчетам с покупателями. Во время проверок отмечены случаи, когда погрешность разовой выдачи топлива (в том числе поверенных ТРК) превышает допустимую (недолив от 30 до 70 мл на 10 л при норме ± 25 мл на 10 л). Также имеет место применение неповеренных метрштоков, которые используются при учетно-расчетных операциях. Некоторые АЗС не полностью обеспечены образцовыми мерниками для контроля выдачи нефтепродуктов. Очень часто не уделяется достаточное внимание согласованию с ГП “Харьковстандартметрология” перечня средств измерительной техники, находящихся в эксплуатации и подлежащих поверке.Указанные нарушения возникают из-за недостаточного контроля со стороны руководства за соблюдением метрологических норм и правил и недостаточной осведомленности персонала с требованиями нормативной документации, что отрицательно сказывается на работе по обеспечению единства измерений в сфере торгово-коммерческих операций.
По результатам проведенных проверок инспекторами государственного метрологического надзора были применены такие меры:-
выдано 21 предписание о запрете применения средств измерительной техники;
- выдано 29 предписаний об устранении нарушений метрологических норм и правил;
- составлено 29 протоколов об административных правонарушениях в сфере метрологии;
- в бюджет начислено около 5 тыс. грн. административных штрафов.