В последнее время отмечается значительное снижение авторитета строительных компаний и уровня доверия к ним со стороны населения. Причиной тому - постоянные скандалы на данном рынке. Вопрос репутации для строительных компаний является очень важным и в значительной степени зависит от умения правильно выстраивать коммуникации с властью, прессой, потребителями и общественностью.
Основные вопросы стратегических коммуникаций на строительном рынке рассматривались экспертами, представителями инвестиционно-строительных и девелоперских компаний на RealEstateStrategicForum, который проходил в Киеве в конце июня этого года.
Экспертное мнениеВ частности, анализируя ситуацию с новостными потоками на рынке строительства с точки зрения mass-media, эксперт Анна Левченко указала на основную ошибку, которую допускают застройщики – стремление скрыть информацию, касающуюся проблемных вопросов и конфликтов, к которым имеют отношение строительные компании.
Генеральный директор PR компании MTI-consulting Ярослав Ведмидь представил ретроспективу становления строительного рынка Украины. По его мнению, на сегодняшний день, в отличии от прошлых лет для успешной реализации стратегии развития в городской среде строительной компании необходимо «…одновременно строить и «строиться» под современные условия рынка. То есть параллельно выстраивать взаимоотношения с властью, общественностью, СМИ и потребителями». В свою очередь директор по развитию коммуникационного агентства INFOCITY Евгений Белоусов также отметил важность выстраивания коммуникаций между застройщиками и общественностью, обратив особое внимание на общественные слушания как этап внедрения строительных проектов в городскую среду. «Общественность никогда не имела рычагов влияния на власть, теперь она получила такой рычаг… и пользуется им…. При этом часть компаний научилась выстраивать коммуникации с общественностью, так марта по май в г. Киев состоялось 46 общественных слушаний, половина из них закончились положительным протоколом для застройщика», - сказал Е.Белоусов.
Заместитель начальника управления стратегического планирования, проблемно-аналитической и рекламной работы ХК “Киевгорстрой” Селиме Хаирова указала на необходимость дальнейшего усовершенствования нормативной базы, регулирующей проведение общественных слушаний для защиты интересов всех участников данного процесса.
Как пример успешного построения коммуникаций между застройщиками и общественностью главным редактором журнала «Недвижимость Украины» Андреем Лазаренко был приведен опыт строительного рынка Польши, где решающую роль сыграло привлечение инвестиций иностранных компаний, для которых открытость и публичность процессов является важным условием. При этом, А. Лазеренко подчеркнул, «…что не всегда опыт одной страны может быть применен к условиям и ситуации другой». В свою очередь, президент ассоциации «Земельный союз Украины» Андрей Кошиль более детально остановился на вопросах регулирования земельных отношений в Украине. «…Проведение земельных аукционов, а также формирование земельного кадастра всех участков, позволит повысить прозрачность процессов на рынке земли…», - сказал А.Кошиль.
Директор «Промбудимпекс» Валерий Пильгун указал на особенность построения взаимоотношений между застройщиками, местной властью и жителями при внедрении проектов по реконструкции устарелого жилого фонда («хрущевок»).
«Даже при несовершенстве законодательной базы, существует ряд примеров удачного внедрения проектов реконструкции «хрущевок» в г. Киев», - отметил господин Пильгун. По его мнению, реконструкция является одним из перспективных направлений по развитию сектора жилой недвижимости в крупных мегаполисах.
В свою очередь старший маркетинг-менеджер ARX Ukraine Сергей Панченко обратил внимание на альтернативный вариант перспективного направления для развития строительного рынка - реновацию существующих промышленных зон.
В заключение форума руководитель отдела корпоративных коммуникаций и маркетинга Ukrainian Development Partners Наталья Хоменко указала на необходимость построения системы коммуникаций при внедрении масштабных проектов с разными участниками процесса. По мнению Н. Хоменко, «...в проектах комплексного развития городских территорий особое внимание необходимо уделять коммуникациям с различными заинтересованными группами, в отличии от отдельных комплексов, где ключевыми в реализации проекта все-таки выступают маркетинговые коммуникации».
Форум «Стратегические коммуникации и публичность строительного рынка Украины» является первым проектом, посвященным вопросам построения коммуникаций этой отрасли. Подобные мероприятия могут стать хорошей возможностью для обмена опытом между участниками строительного рынка с целью повышения уровня их профессиональности, в том числе во взаимодействии с общественностью, СМИ, потребителями и властью.