Многие загородные
усадьбы находятся, мягко говоря, не в лучшем состоянии, требующем затратной и
долгой реставрации. Нередко от самого дома во всем комплексе ничего не осталось
– только заброшенный парк, останки церкви, возможно, водоем. А девелопера
интересует далеко не сам исторический памятник и его восстановление, а земли
вокруг. Он смотрит на территорию с целью
нарезки участков и ее продажи. Вопрос реставрации исторических
достопримечательностей – дело энтузиастов.
Но даже восстановление усадеб и других исторических и, безусловно, ценных построек, может не прийтись по вкусу обитателям соседних поселков. Все-таки реставрация подобных объектов неизбежно будет связана со строительным шумом и мусором, присутствием рабочих, а также не всегда понятными сроками завершения реконструкции.
Чаще всего исторические усадьбы, в каком бы они ни находились состоянии, становятся основной маркетинговой “фишкой” застройщика. Девелоперы не упустят возможности сосватать покупателю в соседки некогда жившую здесь условную родственницу Пушкина.
“На рынке немало примеров, когда застройщик активно использует достопримечательность поблизости в качестве побочного фактора продвижения, - говорит Антон Гололобов. –Например, рядом с полем девелопера находится усадьба XVIII века, где когда-то проживала условно двоюродная бабушка жены брата Пушкина. И понятно, что сам Пушкин вряд ли бывал в этом месте (или заехал всего пару раз), но весь пиар и реклама объекта будет строиться исключительно на образе поэта”.
Проблема в том, что близость к исторической постройке иногда бывает едва ли не единственным привлекательным фактором всего проекта. 100 километров от Москвы, участки без коммуникаций, зато - “те самые места, где когда-то бродил гений”. Будущим жильцам предлагают “разделить таинство прошлого”, видимо, закрыв глаза на недостатки.
Справедливости ради, нынешнего покупателя не так-то просто заставить выбирать загородное жилье ради чистой любви к истории или искусству. Как показывает практика, соседство с усадьбой или древней церковью не влияет ни на стоимость продаваемых объектов, ни на темпы продаж, говорит эксперт VillagioEstate.
Достопримечательность, расположенная поблизости от поселка, безусловно, может привлечь к проекту внимание. Но дальше в дело вступают объективные критерии. Если сам проект плох, то “сосед с историей” вряд ли поможет.
А вот для покупателя качественного продукта, наоборот, соседство с усадьбой станет приятным бонусом. Примером могут послужить поселки рядом с усадьбой «Архангельское». “Продажи там всегда шли отлично, –напоминает директор по маркетингу компании VillagioEstate. – Однако на ликвидность этих проектов повлияла не усадьба с парком и не культурные мероприятия, в нем проходящие, а локация – близость к Москве и престижный статус Новой Риги”.