29 апреля Генеральная Прокуратура Республики Казахстан распространила официальное заявление о безосновательности появившихся в СМИ утверждений о нарушениях прав верующих в Республике Казахстан.
В своем заявлении это ведомство описывает ситуацию со свободой вероисповедания в Казахстане как вполне хорошую, соответствующую Конституции и законам Республики Казахстан, а также как одобренную и признанную мировым сообществом.
В связи с этим заявлением хотелось бы вспомнить, что как казахстанское, так и мировое сообщество, в лице представителей ОБСЕ, правозащитных и других неправительственных организаций, различные СМИ, а также ученые-религиоведы, не раз подвергали критике ситуацию с правами верующих в Казахстане. Это касается и попытки принять поправки в законодательство по вопросам вероисповедания, и фактов давления на представителей различных религиозных течений, и уголовных дел против религиозных объединений, и других многочисленных случаев притеснения людей из-за их вероисповедания.
В частности, очень широкий резонанс вызвал законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам свободы вероисповедания. Данный законопроект подвергся критике как в Казахстане, так и широко за его пределами. Представители правозащитных организаций отмечали, что его принятие значительно ухудшит права верующих в Казахстане, и без того страдающих от различных ограничений, предусмотренных действующим законодательством. Несмотря на критику и заявления как казахстанских, так и международных правозащитников, данный законопроект был принят парламентом, и лишь воля Президента Казахстана помогла остановить этот безумный шаг.
В свою очередь, Генеральная прокуратура забывает о том, что в последние годы очень часто в средствах массовой информации появляются публикации о нетрадиционных в Казахстане религиозных течениях. Заголовки таких публикаций иной раз могут повергнуть в шок, не говоря уже об их содержании: "Бизнес-секта", "Секты в большом городе: наиболее опасные организации" и тому подобные. Такие публикации не только не способствуют межнациональному согласию, веротерпимости и толерантности, о которых говорится в заявлении Генеральной прокуратуры, но могли бы стать предметом расследования этим же ведомством на тему разжигания межрелигиозной вражды. Но что самое интересное, зачастую информацию для таких публикаций предоставляет сама же прокуратура, а также КНБ и МВД — ведомства, созданные для того, чтобы в стране сохранялись мир и согласие и соблюдалось верховенство закона.
Следует, правда, признать, что никакого другого заявления от Генеральной прокуратуры ожидать и не приходится. Если кто-либо начинает распространять призывы к религиозной нетерпимости, то его быстро обнаруживают правоохранительные органы и делают заявления совсем другого содержания. Но поскольку давление на приверженцев нетрадиционных религий происходит со стороны государственных же структур, а Генеральная прокуратура на это не реагирует, то и заявление может быть лишь о том, что нарушений прав верующих в Казахстане нет. В подтверждение тому многочисленные факты: судебное решение о закрытии Церкви Саентологии г. Караганды и уголовный процесс против Церкви Саентологии г. Алматы, судебный процесс по делу Дреничевой, полицейские рейды по молитвенным собраниям, аресты баптистских лидеров на сроки до 10 суток и многие другие.
Например, о какой свободе вероисповедания в Казахстане может идти речь, если в Караганде суд вынес решение о ликвидации Религиозного Объединения "Церковь Саентологии г. Караганды" только на основании предположения прокурора о том, что деятельность церкви может нести угрозу населению и безопасности государства. Ни одного факта, ни одного доказательства этому приведено не было, только лишь голое умозаключение прокурора, которым и руководствовался суд.
В Алматы уже более полугода ведется уголовное дело против Религиозного Объединения "Церковь Саентологии г. Алматы". Многочисленные обыски и допросы препятствуют нормальной деятельности организации. Изъятие материалов исповедей прихожан не только является грубейшим нарушением Конституции, законов Казахстана и международных норм, но и лишило многих прихожан на длительное время возможности исповедовать свою религию. Многократные обращения Церкви и прихожан в КНБ и прокуратуру игнорируются. Зачастую обращения в прокуратуру с просьбой восстановить законность пересылаются для рассмотрения обратно в КНБ, где их путь благополучно заканчивается. Городская прокуратура закрывает глаза на действия КНБ. Обращения же в Генеральную прокуратуру Республики "спускаются" для рассмотрения в городскую прокуратуру г. Алматы, откуда в лучшем случае приходит ответ о том, что "все в рамках законодательства".
Другим примером может служить нашумевший судебный процесс по делу миссионера Церкви Объединения Елизаветы Дреничевой. Как в правовом государстве обычная проповедь может служить основанием для ареста и осуждения человека? Получается, что любой проповедник, в особенности нетрадиционного религиозного течения, может сам того не подозревая оказаться разжигателем какой-нибудь розни. Судя по всему, теперь в Казахстане у нетрадиционных религиозных течений не будет возможности обращать людей в свою веру, не подвергаясь риску быть осужденным за это. Этот случай также не является примером обеспечения прав верующих в Казахстане, о чем говорится в заявлении Генеральной прокуратуры, и тоже вызвал большой резонанс, в том числе и международного сообщества.
В заявлении Генеральной прокуратуры сказано: "Обеспечение прав верующих, независимо от вероисповедной принадлежности, гарантировано нормами Конституции и законами Республики Казахстан, закрепивших право каждого на свободу вероисповедания, недопущения дискриминации по религиозным мотивам." Однако, как можно увидеть из многочисленных публикаций в СМИ, эти нормы постоянно нарушаются высказываниями различных официальных лиц, а также представителями "традиционных" для Казахстана религий в отношении "нетрадиционных" религиозных течений. О них часто отзываются неуважительно, ставят под сомнение их религиозную основу, призывают остерегаться их и не попадать под их влияние. Чем не поле деятельности для Генеральной прокуратуры в целях обеспечения свободы вероисповедания и недопущения дискриминации по религиозным мотивам?
Но, видимо, нераспространение новых и нетрадиционных культов становится уже государственной политикой в области обеспечения прав на свободу вероисповедания, поскольку прокуратура никак не реагирует на подобного рода высказывания. Более того, государство приглашает и предоставляет площадку для выступления такому человеку, как Александр Дворкин. Этот человек, называющий себя религиоведом, печально известен своей нескрываемой ненавистью к нетрадиционным религиям. В России после его выступлений и публикаций в разных регионах нередко отмечали нарастание вражды на религиозной почве. А в Казахстане ему предоставляют прямой эфир на главном государственном телеканале и организуют семинар для госслужащих с его участием.
Тем не менее, в Казахстане еще достаточно свободомыслящих людей, понимающих, что политика государства, направленная на укрепление межнационального согласия, веротерпимости и толерантности, принесет свои плоды только если эти провозглашенные Президентом страны принципы, будут соблюдаться, равно как и нормы международного права в этой области. Простые граждане, представители правозащитных организаций, НПО и различных религиозных объединений выступают в защиту одного из основных прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной ООН в 1948 году.
Церковь Саентологии, основанная в 1954 году, представляет единственную крупную религию, появившуюся в ХХ столетии — Саентологию. Церковь Саентологии широко поддерживает движения за права человека во всех частях света. Саентологи известны во всем мире своими эффективными социальными кампаниями, направленными на улучшение общества, в том числе кампаниями по просвещению в сфере прав человека. И здесь, в Казахстане, саентологи отстаивали и будут продолжать отстаивать право людей на свободу вероисповедания, к какой бы конфессии они не относились.
Сегодня Саентологию по праву можно назвать мировой религией. За свою полувековую историю Саентология распространилась в большинстве стран мира. На сегодня в мире существует более 7700 саентологических церквей, миссий и групп более чем в 160 странах мира и более 10 000 000 последователей. За свою деятельность на благо общества Церковь Саентологии получила от правительственных и неправительственных организаций тысячи наград и благодарностей по всему миру.
За дополнительной информацией обращайтесь:
Маинаева Анастасия Олеговна
Начальник отдела по официальным вопросам
Религиозного Объединения
"Церковь Саентологии г. Алматы"
тел.: +7 727 279-33-71
e-mail: [email protected]