Рынок слабоалкогольных напитков ждет новый виток в развитии. Натуральные компоненты и низкое содержание алкоголя - такие запросы покупатели «слабоалкоголки» постепенно выдвигают на первый план. Об этом рассказали эксперты круглого стола, который состоялся 8 апреля в информационном агентстве «Українські новини» в Киеве.
В следующем году глобальный рынок алкогольных напитков превысит 1 трлн долларов США и в натуральном выражении достигнет почти 210 млрд литров – таков прогноз исследовательской компании Research & Branding Group. Согласно данным MarketLine, в этой структуре слабоалкогольные напитки, сидр и пиво занимают значительную часть сегмента с более чем половиной рыночной стоимости.
Запретительная и ограничительная политика в отношении сегмента слабоалкогольных напитков (далее - САН), а также тенденции к потреблению напитков на естественных компонентах служат предпосылками для глобальных изменений на рынке. Так, по прогнозам экспертов, с рынка уйдут ферментированные и синтетические продукты, а на их место придут слабые вина и напитки натурального брожения. Поэтому эксперты ожидают значительного развития категории слабоалкогольных напитков, легкого вина, сидра, перри, сбитней и других напитков, содержащих натуральные компоненты.
«Появляется тренд «здорового алкоголя». Тенденция ухода к напиткам с меньшим содержанием алкоголя существует, но она больше проявляется в сегменте вин, чем коктейлей, возможно, сидров», - говорит Ромас Апульскис, президент Альянса промышленности напитков Балтии. Он утверждает: украинский и балтийский рынок САН очень похожи, как и этапы их развития. «Благодаря низким акцизам на САН, которые были в странах Балтии лет 10 назад, эта категория получила хорошие возможности для роста. Они активно развивались. Многие производители таких алкогольных напитков даже делали шампанское крепостью 7%. После повышения акцизов категория САН в Прибалтике практически исчезла, но выросла категория сидров, миксов, изготовленных на основе яблочного вина», - объясняет Ромас.
«У рынка есть хорошие возможности для роста за счет расширения категорий продукции САН, лишь нужно их законодательно закреплять», - поддерживает производителей Виктория Соломон, главный государственный ревизор-инспектор Департамента контроля за оборотом и налогообложением подакцизных товаров Министерства доходов и сборов Украины. Она приводит пример: во Франции существует шампанизированное слабоалкогольное вино, которое наши производители не смогут отнести ни в одну из существующих категорий. «Что касается алкоголя натурального или не натурального, все-таки страны Европы, Балтии, а также Беларусь пришли к выводу, что алкоголь эндогенного (естественного) происхождения, является менее агрессивным. Поэтому во всех странах используется низкая ставка акциза для алкоголя естественного происхождения. Развитие отрасли может происходить за счет расширения категории слабоалкогольных напитков», - подтверждает слова коллег Андрей Хилькевич, директор компании New Age Bev (отдельное подразделении ГК «Новые Продукты», которое специализируется на продуктах брожения).
Концепция ответственного потребления алкоголя, которая в последнее время получила распространение в мире, наряду с другими факторами, подразумевает снижение содержания количества спирта в алкогольных напитках.
Так, японские производители сегодня стремятся создать более широкий ценовой диапазон напитков для старшего поколения (50-70 лет) и при этом поддержать интерес к потреблению напитков у молодежи, которая стремится потреблять «легкий» алкоголь. Поэтому сегодня здесь происходит смещение в сторону более мягких напитков с низким содержанием алкоголя, коктейлей, баночных Сhuhai, которые раньше были на основе шочу (сётю) с крепостью 25 градусов, или ликеров.
В 2012 году Национальная ассоциация производителей и дистрибьюторов слабого алкоголя в России объявила о стремлении выпускать слабоалкогольные напитки по новым рецептурам – без консервантов и искусственных ароматизаторов и красителей, с меньшим числом калорий и большим содержанием натуральных, органических продуктов. При этом будут использованы натуральные вкусовые и ароматические сочетания, в том числе рассчитанные на молодежь, – с минералами, морской солью, имбирем, куркумой и т.п.
Производители напитков в Украине разделяют принципы здорового потребления алкоголя. «Мы за то, что нужно воспитывать и образовывать людей, не продавать алкоголь несовершеннолетним. При этом ограничения отрасли не помогут в решении вопроса. Если человек хочет уменьшить негативное влияние алкоголя, он должен в первую очередь подумать о том, что и в каком количестве потреблять. А производитель – выпускать такой продукт, который не навредит здоровью, если употреблять его в меру», - резюмирует Валентина Микусевич, вице-президент Украинской ассоциации качества, директор по качеству корпорации «Оболонь».
Эксперты уверены: в ближайшем времени тенденция потребления более здоровых напитков только усилится. А в Украине можно ожидать развития и роста новых сегментов – винных миксов, легкого вина, сидра, перри, глинтвейна, сангрии и других напитков на основе натуральных компонентов и с низким содержанием спирта.