По статистике наибольшее количество пожаров происходит из-за нарушения правил пожарной безопасности. При соблюдении правил пожарной безопасности можно избежать причины возникновения пожаров и предотвратить примерно две трети потерь. Именно поэтому так важно систематически проводить обучение на тему пожарной безопасности.
Что же является наиболее эффективным средством обучения: устный инструктаж и раздача брошюр по пожарной безопасности с картинками и схемами, электронные презентации или более современные методы обучения, такие как мультимедийные обучающие системы (МОС)?
Преимущества мультимедийных средств обучения, по сравнению с традиционными средствами обучения, заключаются в их основных особенностях:
МОС предполагают наличие интерактивного взаимодействия между учащимся и компьютерной обучающей системой.
МОС предоставляет ученику возможность активного взаимодействия с самыми разнообразными видами электронной информации.
МОС в обязательном порядке включает два основных модуля: модуль обучения и модуль контроля знаний. Если система не имеет модуля контроля знаний, какой бы высококачественный визуальный и текстовой материал она не содержала, — такая программа не может считаться обучающей (согласно рекомендациям IMS).
В настоящее время компания «Корпоративные системы» приступила к разработке программных продуктов для обучения в области промышленной безопасности.
Основное назначение таких систем — отработка действий персонала предприятия в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций на рабочем месте, таких как: пожар, авария на производстве и др. В результате обучения пользователь системы должен узнать, как вести себя в той или иной чрезвычайной ситуации с минимизацией ущерба для себя и предприятия.
Процесс обучения выстраивается при помощи сценариев. Сценарий обучения состоит из ряда заданий и моделирует некоторую чрезвычайную ситуацию. При успешном выполнении учащимся всех заданий сценария в установленное время последствия ЧП будут устранены. Если учащийся отклонится от сценария или не уложится в отведенное время, ему будут продемонстрированы негативные последствия его неправильных действий.
Обучающая система состоит из следующих разделов:
· обучение,
· тестирование,
· результаты.
В разделе «обучение» учащийся изучает верный порядок выполнения сценария с помощью заданий, нацеленных на успешный выход из чрезвычайной ситуации. Задания сценария в данном разделе выводятся на экран в виде команды — что нужно сделать — и выполняются в строгой последовательности. Активизировать (использовать) для успешного завершения сценария можно только тот объект, который относится к текущему заданию. Например, если необходимо воспользоваться огнетушителем, то ученик может активизировать только объект «огнетушитель» и никакой другой объект в помещении.
В разделе «тестирование» учащийся должен самостоятельно справиться с ситуацией — задания сценария не отображаются на экране. Активизировать можно любой объект в любой последовательности, но в случае, если порядок выполнения действий для устранения чрезвычайной ситуации не соответствует заложенному сценарию или ученик не уложится в установленное время, — он не сдаст тест.
В разделе «результаты» можно ознакомиться со статистикой своих действий, временем на прохождение сценария и на каждую задачу сценария, узнать полученную оценку за выполнение сценария.
Кроме того, в обучающую систему будет добавлен теоретический материал — правила пожарной безопасности, информация о назначении средств пожаротушения, схемы эвакуации. Все это позволит освоить пожарную безопасность в интерактивном режиме.
В завершение стоит отметить, что в дальнейшем ООО «Корпоративные системы» планирует разработать ряд проектов для пожарной безопасности школ города Магнитогорска.