Мировой кризис ликвидности стал веским аргументом в пользу создания экспортного кредитного агентства в Украине. В теперешних условиях, когда экспортерам, необходимо не только предоставлять качественную продукцию, но и выгодные условия финансирования, без национального ЭКА не обойтись.Материал подготовлен совместно с Министерством развития и экономики УкраиныСегодня украинские экспортеры, как никогда, рассчитывают на более активную поддержку со стороны государства. Ведь в связи с кризисом условия торгового финансирования значительно ужесточились. Банки повысили ставки, увеличили суммы залога, сократили сроки отсрочки платежей, да и вообще стали неохотно выдавать кредиты. И это на фоне общей неконкурентоспособности украинских компаний на международных торговых рынках.Еще со времен первых лет независимости львиную долю в экспорте Украины занимали и до сих пор занимают черные металлы и изделия из них (около 41,3% в 2001 году и 34,9% – по итогам десяти месяцев прошлого года). Но за последние годы цены на металлы упали в три раза, и по мере оснащения иностранных компаний новыми мощностями украинские компании выглядят все менее конкурентоспособными. Более того, Украина имеет огромнейший научно-промышленный потенциал, который не получает должной институциональной и финансовой поддержки для продвижения на мировые рынки.С этим связано и заметное сокращение объемов экспорта Украины в страны Европейского Союза как одного из наиболее крупных мировых торговых рынков. А ведь еще пять лет назад объемы поставок в Европу составляли около 40% в общего объемы экспорта страны, что в четыре раза выше сегодняшних показателей. И эта тенденция, при сохранении текущих условий экспортирования украинской продукции заграницу, будет только усиливаться.Создание собственного экспортного кредитного агентства (ЭКА) в стране укрепило бы позиции украинских компаний на международных рынках и помогло бы увеличить объемы экспорта национальной продукции. «Сложно переоценить роль ЭКА для украинских экспортеров. Создание такого национального агентства в Украине придало бы импульс развитию как национальной экономике, так и банковскому сектору в целом, ведь цепочка финансирования в рамках ЭКА задействует не только покупателя и продавца, но и банк в стране продавца. Деятельность ЭКА, в первую очередь, направлена на поддержание национального производителя, среднего и крупного бизнеса, который составляет основу нашей экономики, и, безусловно, развитие данного направления привело бы к росту экономики, расширению номенклатуры экспортируемой продукции, созданию новых рабочих мест, модернизации производственных мощностей, расширению географии экспортных поставок и формированию положительного имиджа Украины на международной арене», – рассказал IBOBSERVER начальник управления документарных операций ПУМБ (Первый Украинский Международный Банк) Константин Камарали.«Кроме того, – добавляет начальник отдела документарных операций и торгового финансирования Сведбанка Наталия Неумеичева, – ни один страховщик в Украине не готов покрывать риски отечественных банков по финансированию инвестиционных проектов, принимая на себя риски иностранных банков, которые импортируют товары украинского производства. А существующие льготы со стороны государства трудно отнести к прозрачному механизму поддержки национального товаропроизводителя».А пока не создано национальное ЭКА украинские компании могут рассчитывать разве что на периодическую помощь со стороны других государств. Как было, к примеру, в апреле 2009 года, когда украинские экспортеры промышленной продукции (в особенности, стали) уповали на средства стран «Большой двадцатки» (G20), которые в связи с кризисом пообещали предоставлять торговое финансирование компаниям из развивающихся рынков. Напомним, что тогда правительства G20 выделили 250 миллиардов долларов, которые должны были распределятся между странами (включая Украину) через Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и зарубежные ЭКА. К слову, по мнению экспертов Института Мирового банка, ухудшение условий торгового финансирования стало виновником экономического спада в мире на 10-15%. «На мой взгляд, программы содействия торговли ЕБРР и МФК – хорошая альтернатива собственному ЭКА. Это программы, по которым уполномоченные украинские банки могут подтвердить экспортные аккредитивы банков импортеров в пользу украинских производителей и даже предоставить финансирование», – подтвердил нашей газете директор департамента государственного сектора и торгового финансирования Райффайзен Банка Аваль Виталий Кисленко.ВТО на встречу экспортерамВ развитых странах, по оценкам экспертов, на финансовую поддержку экспорта тратится в среднем 0,35% ВВП. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оценивают влияние прямых иностранных инвестиций как двукратное, для развивающихся стран этот показатель может быть еще выше. То есть государственная поддержка характеризуется очень высокими показателями эффективности.В Украине поддержкой национального экспорта занимается Министерство экономики. Государство поддерживает экспортеров по следующим направлениям: финансовая поддержка, выставочная деятельность, торговые ограничения (распределение экспортных/импортных квот), технические барьеры (регистрация, оценка и авторизация химических средств согласно системы REACH), работа по приведению украинской экономики к требованиям Киотского протокола и соглашений из Всемирной организацией торговли.Не секрет, что с целью поддержки украинских экспортеров наиболее активные действия были предприняты государством в связи с вступлением Украины в ВТО. Эти же шаги проделываются и сегодня в связи с требованиями организации к стране уже как к члену ВТО (с мая 2008 года). Сегодня перед Украиной особенно остро стоит вопрос отмены действующих льгот, которые применяются к отдельным отраслям экономики. По мнению экспертов ВТО, для обеспечения высокой эффективности государственных гарантий необходимо направлять их на оптимизацию деятельности экспортеров, особенно высокотехнологической продукции, а не создавать для них демпинговые условия работы на международных рынках, которые противоречат правилам эффективной конкуренции. При этом единственным признанным ВТО механизмом государственной поддержки экспорта является кредитование, страхование и гарантирование экспортных кредитов за счет средств госбюджета (экспортные кредитные агентства).Во всех европейских странах именно экспортные кредитные агентства, большинство которых находятся в государственной собственности, опекают экспортеров, покрывая их риски при работе с иностранными партнерами. На ЭКА возложена задача страхования и гарантирования экспортных кредитов с целью успешного продвижения продукции предприятий на международные рынки и поддержку инвестиций за границей. Самыми крупными в Европе являются немецкое ЭКА Euler Hermes Kreditfersischerung, французское Coface, нидерландское Atradius, норвежское GIEK, бельгийское ONDD, испанское CESCE, польское KUKE и т.д. ЭКА работают согласно международным правилам и принципам, закрепленным Консенсусом стран-членов ОЭСР и договорами согласия Бернского Союза.При этом кредитование под гарантии ЭКА происходит по двум схемам. Первая предусматривает кредит отечественному банку для финансирования контракта национального экспортера, согласно второй – кредит экспортеру предоставляет иностранный банк-кредитор под гарантии отечественного банка. Выбор схемы зависит от уровня доверия к банку или экспортеру со стороны финансирующего банка и ЭКА.В Украине функции государственной поддержки национального экспорта исполняет Укрэксимбанк. Изначально на банк возлагались функции, аналогичные функциям западных банков, специализирующихся на финансировании внешней торговли, включая кредитование экспортеров. Но на практике Укрэксимбанк функционирует как универсальное финансовое учреждение…КОММЕНТАРИЙ:Араш Шахрайни, менеджер по вопросам страновых рисков, директор по международному сотрудничеству Иранского фонда экспортных гарантий (EGFI-International):Оценка страновых рисков после кризисаПосле финансового и экономического кризиса, первые признаки которых появились в середине 2007 года и продолжались в 2008, 2009 и 2010 годах, кредитный риск многих стран ухудшился. Экспансионистский подход стран Америки, Европы и Азии в проведении финансовой и экономической политики, суть которого сводилась к вложению огромных средств в финансовые и нефинансовые учреждения в кризисных ситуациях, привел к тяжелым общественным долгам и пессимистичным прогнозам на будущее. Считаетcя, что характер страновых рисков в тех государствах, которые ранее считались с низким уровнем риска и высокой кредитоспособностью, меняется, а финансовые эксперты и аналитики должны быть готовы к тому, чтобы по-новому рассматривать риски в тех странах, которые ранее считались с низким уровнем риска. Между тем, в следствие эскалации экономических рисков мировая торговля сильно пострадала, а ее объемы значительно сократились. В сложившихся нестабильных условиях государственные ЭКА, такие как EGFI, смогли по-новому продемонстрировать свою роль и функции, впервые поддержав национального экспортера в большей мере, чем прежде, а не уклонившись от рисков. Поэтому в то время, как большие частные страховые компании испытали серьезные трудности в ведении бизнеса, национальным ЭКА удалось гордо преодолеть эти нелегкие времена. Следовательно, появляются новые различные виды рисков как в развитых, так и в развивающихся экономиках. И именно поэтому условия для экспортно-кредитных агентств и кредитных страховщиков становятся жестче.Изменения уровня странового риска по данным EGFI«Иранский фонд экспортных гарантий» («Export Guarantee Fund of Iran», EGFI) в качестве официального ЭКА Ирана является одним из пионеров среди всех иранских финансовых учреждений в стране по оценке риска.Мониторинг EGFI экономической, финансовой и политической ситуации в каждой стране показал понижение за последние два года позиций 13 стран, большинство из которых представляют регион Восточной Европы и регион Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Литва, Эстония, Латвия, Чешская Республика, Мальта, Португалия, Словакия, Куба, Бахрейн, ОАЭ и Йемен понизили свои позиции на 1 категорию, Греция – на 2, а Исландия – на 3, и только Сербия поднялась на уровень выше.Последние три года Украина находилась в группе 7 согласно классификации страновых рисков EGFI, а это значит, что экспорт или инвестиции Ирана могли быть застрахованы EGFI на сумму до 120 млн. долларов США.Полную версию статьи и комментарии Министерства экономического развития и торговли Украины, а также ЭКА EXIMBANKA SR, KredEx и KUKE читайте во втором номере IBOBSERVER