В декабре 2010 г. DISCOVERY
Research Group завершило исследование российского рынка соков, нектаров и
сокосодержащих напитков
Серьезным образом на
рынке отразился кризис, повлекший за собой в 2009 г. довольно резкий спад. По
нашим прогнозам, спад на рынке соков, нектаров и сокосодержащих напитков будет
продолжаться вплоть до 2011 г., и только в 2012 г. прогнозируется возобновление
положительной тенденции в отношении объема розничных продаж.
По оценкам DISCOVERY
Research Group, в I полугодии 2010 г. объем рынка составил $ 1039 млн., при
темпе роста.
В России рынок соковой
продукции представлен тремя основными сегментами: 100% сок, нектары (25-99%) и
сокосодержащие напитки (не более 24%). Лидирующим сегментом являются нектары
(25-99%), доля которого в общем объеме составила 52% (1346 млн.л). Доля 100%
соков составляет 43% (1115 млн.л.), и только 5% (116 млн.л.) от общего объема
приходится на сокосодержащие напитки (не более 24%).
Динамика общероссийского
уровня потребительских цен за 2009-2010 гг. указывает на то, что ситуация в
целом стабилизируется. После резкого спада в кризисный 2009 г. происходило
постепенное восстановление уровня потребительских цен, и к концу 2010 г.
средний уровень цен достиг 46,6 руб. за л., по сравнению с соответствующим
показателем на начало 2009 г. – 44,34 руб.
Среди крупных
производителей на рынке соков, нектаров и сокосодержащих напитков можно
выделить четыре ключевых игрока: ОАО «Лебядянский» - 26,7%, ЗАО «Мултон» -
18,5%., ОАО «Нидан» -12,1%, «Вимм-билль-данн» -11,7%. Лидирующие бренды - «Фруктовый сад» (ОАО
«Лебедянский»), доля которого составляет 13,8%; «Добрый» (ЗАО «Мултон») – 9,5%,
«Моя семья» - 8,8%, Nico – 7,7%, «Любимый сад», J7, «Тонус» - 4,8%.
В целом, рынок соков,
нектаров и сокосодержащих напитков находится в ситуации спада. Преимущественно,
по нашим оценкам, это связано с наложением дополнительных ограничений на импорт
концентратов и переключению спроса потребителей на другие безалкогольные
напитки, а также с темпом роста доллара США.